Тема 9
СКЛАДИРОВАНИЕ,
ГРУЗОПЕРЕРАБОТКА И УПАКОВКА
9.1.
Складирование в логистике
Перемещение
материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в
определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие
склады. Современный склад — сложное техническое сооружение, которое
состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную
структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков. Он
предназначен для приемки, размещения и хранения поступивших товаров,
подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Логистика
ставит задачу гармоничной организации внутрискладских
процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной
сопряженности внутрискладских процессов с процессами,
происходящими в окружающей экономической среде.
Склады
являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная
необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов
существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного
источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие
большого количества разнообразных видов складов.
На
рис. 9.1 показаны основные признаки классификации складов в логистике: по
отношению к функциональным областям логистики и посредникам, по видам
продукции и собственности, по функциональному назначению, по уровню специализации,
по степени механизации и наличию внешних подъездных путей, по техническому
устройству и этажности.
По
отношению к функциональным областям логистики различают
склады в системе снабжения, в производстве, распределении.
В
снабжении они предназначены для уменьшения транспортных издержек, потребностей
комплектования материальных ресурсов и т.п. В производстве различают склады как
по организационной структуре (заводские, цеховые, рабочих участков и т.п.),
так и по видам продукции (склады материальных ресурсов, незавершенного
производства, готовой продукции), функциональному назначению и другим
признакам.
Склады
готовой продукции в распределении различают по мощности и обслуживаемой
территории (региональные распределительные центры и базы, консигнационные
склады, территориальные склады и базы и т.д.), по функциональному назначению
и по другим признакам, указанным на схеме классификации (рис. 9.1).
По
виду хранимой продукции можно выделить склады материальных ресурсов,
незавершенного производства, готовой продукции, тары, возвратных отходов,
запасных частей и т.п.
По продуктовой специализации —
специализированные, неспециализированные, специальные, универсальные,
смешанные.
По
форме собственности различают склады частные (корпоративные),
государственных и муниципальных предприятий, общественных и некоммерческих
организаций, ассоциаций и т.д.
По отношению к логистическим посредникам
склады могут принадлежать собственно фирме или логистическим посредникам (в
системах снабжения и распределения): торговым, транс-портно-экспедиторским
предприятиям (грузовые терминалы), предприятиям по грузопереработке
(склады для сортировки, комплектации, консолидации и т.п.), прочих
логистических посредников (например, склады для таможенной «очистки» грузов)
и т.д.
По
функциональному назначению различают:
•
склады буферных запасов, предназначенные для обеспечения производственного
процесса (склады материальных ресурсов, незавершенного производства,
производственных, страховых, сезонных и других видов запасов);
•
склады перевалки грузов (терминалы) в транспортных узлах при выполнении
смешанных, комбинированных, интермодальных и других
перевозок;
•
склады комиссионирования, предназначенные для формирования
заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;
•
склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;
•
специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения,
тары, возвратных отходов и т.п.).
По
степени механизации складских операций различают
склады немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и
автоматические.
По
наличию внешних подъездных путей различают
склады пристанционные, прирельсовые, с автодорожными путями.
По
техническому устройству различают открытые склады
(площадки), полузакрытые склады (площадки под навесом), закрытые склады.
По
этажности различают склады многоэтажные, одноэтажные
(с высотой до 6 м), высотные (свыше 6 м), высотно-стеллажные (более 10 м), с
перепадом высот.
Роль
складирования в логистике неоднозначна. С одной стороны, рассматривая
современные логистические концепции, мы отмечали, что общей тенденцией является
максимальное сокращение складских запасов. С другой стороны, избежать создания
складских запасов вообще в большинстве случаев не удается. Положительная роль
складирования может быть проиллюстрирована схемой (см. рис. 9.2)1.
Экономические
преимущества, достигаемые за счет рационального складирования, отраженные на
схеме, на взгляд автора, не нуждаются в особых разъяснениях.
Основными
причинами, заставляющими фирмы прибегать к складированию, являются:
•
уменьшение логистических издержек в производстве и транспортировке за счет
лучшего использования производственных мощностей, технологического
оборудования, перевозки грузов экономичными партиями;
•
координация и выравнивание спроса и предложения за счет создания складских
страховых и сезонных запасов готовой продукции в дистрибутивной сети;
•
удовлетворение потребностей операционного менеджмента, так как складирование
может быть частью производственного процесса;
•
создание условий для внедрения эффективных маркетинговых стратегий сбыта
готовой продукции;
•
улучшение потребительского спроса за счет более быстрого реагирования на
спрос;
•
достижение экономии на превентивных закупках по более низким ценам и
складировании запасов материальных ресурсов, необходимых для обеспечения
производственного процесса;
•
более широкое географическое покрытие определенной территории рынка;
•
гибкость в апробации новых секторов рынка.
9.2.
Функции складов
В
различных логистических процессах склады выполняют схожие функции: временного
хранения материальных запасов, преобразования материальных потоков, обеспечения
логистического сервиса. Поэтому совокупность работ, выполняемых на различных
складах, примерно одинакова.
Складской
технологический процесс — совокупность последовательно
выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции,
поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и
качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой
к отпуску и отпуском продукции потребителю.
В
самом обобщенном виде функции и очередность их выполнения на складах можно
представить следующим образом1.
1.
Поступление продукции на склад.
2.
Разгрузка продукции.
3.
Доставка продукции:
-
на участок приемки склада;
-
в зону хранения;
-
в приемочную экспедицию.
4.
Приемка продукции по количеству.
5.
Приемка продукции по качеству.
6.
Перемещение сформированного пакета (поддона) в зону
гранения
склада.
7.
Размещение продукции на хранение.
8.
Хранение продукции.
9.
Контроль над хранящейся продукцией.
10. Получение распоряжения к
отгрузке со склада.
11. Отбор единиц продукции с мест
хранения.
12. Перемещение продукции к участку
(в зону) комплектации.
13. Комплектация продукции по
заказам.
14. Проверка соответствия отобранной
продукции данным
счетов-фактур.
15. Упаковка продукции в инвентарную
тару.
16. Наклейка (вложение) упаковочного
листа.
17. Маркировка упаковки (тары).
18. Пломбирование инвентарной тары. 19. Перемещение упакованных тарных
мест в зону погрузки:
- из экспедиции отгрузки;
- с участка комплектования;
- из зоны хранения.
20. Оформление отгрузочных
документов.
21. Подготовка отчетной
документации.
По
данным Американской ассоциации владельцев складов1
склады общего пользования осуществляют следующие виды логистических
услуг:
• грузопереработка,
хранение и распределение относительно упаковки или грузовой единицы;
•
хранение транзитных грузов;
•
контроль и регулирование температуры и влажности в помещении склада;
•
предоставление аренды складского пространства потребителям;
•
предоставление офисных помещений, услуг видеотерминалов, телефонного и
компьютерного сервиса;
•
предоставление информации, связанной с транспортировкой грузов,
экспедированием, дорожным движением;
•
физическое распределение продукции в пределах склада;
•
предоставление современных устройств подготовки и считывания информации,
сканеров и т.п.;
•
разработка плана консолидации грузовых отправок;
•
упаковка и сортировка товаров;
•
дезинфекция;
•
маркировка, прикрепление ярлыков, написание трафаретов, упаковка в защитную
пленку;
•
почтовые услуги и экспресс-отправки;
•
пакетирование, паллетирование (паллет — поддон) и
обвязывание груза;
•
погрузка (разгрузка) на автомобили, прицепы и полуприцепы;
•
подготовка, тестирование, испытание, взвешивание и контроль;
•
консолидация и разукрупнение партий грузов;
•
подготовка специальных мест хранения;
•
подготовка и доставка товаросопроводительных документов;
•
предоставление автотранспорта для местных и дальних перевозок;
•
установка специальных приспособлений на транспортные средства для доставки
негабаритных грузов;
•
оформление складских документов по приемке груза, переадресовке, транзиту и
т.п.;
•
распределение грузовых отправок;
•
подготовка грузовых документов;
•
информирование о кредитовании;
•
предоставление взаймы хранимых товаров;
•
территориальный складской сервис;
•
терминальный сервис для грузовых водных, железнодорожных и смешанных
перевозок;
•
хранение крупногабаритных грузов, металла и другой продукции, требующей
нестандартного складского оборудования;
•
открытое хранение грузов;
•
грузопереработка, хранение и затаривание мелкопартионных
отправок грузов;
•
розлив, грузопереработка, хранение, бутилирование жидких грузов;
•
грузопереработка и хранение контейнеров.
Как
видно из этого перечня, современный склад выполняет огромный объем сервисных
логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора
логистических решений по складированию, грузопереработке,
упаковке, транспортировке, информационным услугам, то есть по существу играет
роль крупного логистического центра.
9.3.
Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания
Решения,
которые должен принимать логистический менеджер предприятия при складировании,
можно подразделить на следующие крупные группы:
1.
Выбор типа, количества и мощности складов.
2.
Рациональная дислокация складов на определенной территории.
3.
Определение номенклатуры (ассортимента) хранимой и обрабатываемой на складах
продукции.
4.
Выбор системы грузопереработки на складе и технологического
складского оборудования.
5.
Планировка складских помещений, проектирование склада, оптимизация
использования складских объемов.
6.
Решения по персоналу, уточнение логистических функций склада, перспективы
расширения.
Первые
две задачи обычно решаются совместно и зависят от принятой предприятием
логистической стратегии и величины затрат, связанных со складированием, в
общей сумме логистических издержек. Решения по развитию складской сети необходимо
принимать на основе анализа полной стоимости издержек на складирование, что
означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении
количества складов в логистической системе.
Определение
количества и оптимальной дислокации складов обычно требует большого объема
исходной информации, как-то:
•
перечень всей продукции и продуктовых миксов, хранимых
и обрабатываемых на складе;
•
информацию о дислокации основной массы потребителей, точек хранения, источников
пополнения склада (или производственных подразделений фирмы);
•
информацию о спросе на каждую единицу продукции от определенной территориальной
группы потребителей;
•
информацию о транспортных тарифах (или издержках);
•
информацию о времени доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла;
•
информацию о затратах или тарифах на складирование;
•
информацию о затратах на закупку и себестоимости продукции;
•
информацию о размерах грузовых отправок по каждой позиции номенклатуры
продукции и смешанных отправок;
•
информацию об уровнях хранимых запасов по местам дислокации, о способах
контроля и пополнения запасов;
•
информацию о затратах, связанных с процедурами заказов, и капитальных
издержках;
•
информацию о цели потребительского логистического сервиса;
•
информацию о возможном складском технологическом оборудовании и ограничениях по
размерам, мощности, весу;
•
информацию о возможных партнерах по дистрибьюции и
разделению складских функций между ними и т.д.
Уже
сам объем исходной информации говорит о том, что для решения этих задач
требуются достаточно сложные экономико-математические методы и модели. Как
правило, для этого используются компьютеры, методы оптимального
программирования (линейного, нелинейного, динамического).
Рассмотрим
модель системы распределения материального потока, представленную на рис. 9.3.
Допустим, что предприятие-поставщик обслуживает сеть оптовых покупателей,
расположенных на определенной территории. Количество покупателей и объемы
потребляемых ими материальных потоков в рамках данной задачи являются
величинами постоянными.
На
рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного,
двух или четырех складов (соответственно рисунки а, б
и в). Очевидно, что в случае принятия варианта а
транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант в
предполагает наличие четырех распределительных центров, максимально приближенных к местам
сосредоточения потребителей материального потока.
В
этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако
появление в системе распределения трех дополнительных складов увеличивает
эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, затраты на
управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные
затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш,
полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары
потребителям. Поэтому возможно, что предпочтительнее окажется вариант б,
согласно которому район обслуживается двумя складами1.
Как
видим, при изменении количества складов в системе распределения часть
издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя,
возрастает, а часть — снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска
оптимального количества складов.
Рассмотрим
графический метод решения данной задачи. Выберем в качестве независимой
переменной величину N — количество складов, через которые осуществляется
снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать
следующие виды издержек:
•
транспортные расходы;
•
расходы на содержание запасов;
•
расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;
•
расходы, связанные с управлением складской системой;
•
потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя.
Для
определения оптимального количества складов необходимо в разрезе всей системы
распределения оценить, как в зависимости от изменения N изменяются те или иные
расходы и потери.
Охарактеризуем
зависимость издержек каждого вида от количества складов1.
1.
Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в
системе распределения.
Весь
объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и
транспортных расходов, делят на две группы:
•
расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, то
есть расходы на так называемые дальние перевозки;
•
расходы по доставке товаров со складов потребителям, то есть расходы на так
называемые ближние перевозки.
Рассмотрим
зависимость затрат на транспортировку от числа складов для каждой группы.
При
увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки
товаров на склады возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также
совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный,
так как здесь имеются условно постоянная и условно переменная составляющие, в
результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.
Другая
часть транспортных расходов — стоимость доставки товаров со складов
потребителям — с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате
резкого сокращения пробега транспорта.
Суммарные
транспортные расходы при увеличении количества складов в системе
распределения, как правило, убывают (функция f1,
рис. 9.4).
2.
Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе
распределения (функция f2).
Увеличение
количества складов в системе распределения влечет за собой сокращение зоны
обслуживания отдельного склада, а следовательно, и
размера запаса на отдельном складе. Однако запас на отдельном складе
сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный
запас в распределительной системе возрастает.
Первая
причина возрастания суммарного запаса — необходимость содержания страхового
запаса. В модели с несколькими складами страховой запас в общем случае
необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет концентрацию
страхового запаса и общее снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию
рассчитывают с помощью закона квадратного корня, согласно которому
размер страхового запаса, а следовательно, и сумма
издержек по его содержанию, возрастают пропорционально корню квадратному из
числа складов.
Другая
причина возрастания суммарного запаса заключается в том, что потребность
складов в некоторых группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может
оказаться ниже минимальных норм, по которым товар получают сами склады. Это
вынудит завозить данную группу товаров на склады в количестве, превышающем
потребность, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и
другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер
запаса в системе распределения увеличивается.
3.
Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства, от
количества складов в системе распределения (функция f3).
При
увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с
эксплуатацией одного склада, снижаются, однако совокупные затраты
распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают.
Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при
уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один
квадратный метр, увеличиваются. Например, в торговле при уменьшении площади
склада с 10,5 тыс. кв. м до 1,5 тыс. кв. м, то есть в 7 раз, эксплуатационные
затраты уменьшаются всего лишь в 5,25 раза. Замена одного склада семью (общая
площадь остается той же — 10,5 тыс. кв. м) в этом случае повлечет увеличение
эксплуатационных расходов в 1,4 раза.
4.
Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой, от
количества входящих в нее складов (функция f4).
Здесь
также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества
складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.
Обязательным условием возможности эффективного функционирования
распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация
управления.
При
отсутствии средств вычислительной техники кривая расходов на управление может
принять совершенно иной вид, то есть увеличение количества складов повлечет за
собой резкое увеличение затрат на систему управления складским хозяйством.
Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине
прошлого века сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки
информационных потоков.
5.
Зависимость потерь продаж, вызванных сокращением числа складов и
соответствующим удалением снабжающего склада от потребителя, от количества
складов в системе распределения (функция f5).
При
сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов
возрастает. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и
выбрать ассортимент. Могут возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют
и другие негативные факторы, снижающие заинтересованность потребителя в более
дальнем поставщике.
Зависимость
падения оборота склада от расстояния до потребителя должна отслеживать служба
маркетинга. Эта зависимость может носить различный характер. Например, в
условиях крупного города в первом приближении можно принять, что оборот падает
на 1% с отдалением снабжающего склада от потребителя на 1 км.
Зависимость
совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих
в нее складов (функция F) получают путем сложения всех
приведенных на рис. 9.4 графиков. Абсцисса
минимума кривой совокупных затрат даст оптимальное значение количества складов
в системе распределения (в нашем случае — четыре склада).
Допустим,
что упомянутое предприятие-поставщик имеет на территории обслуживания шесть
складов. Переход к системе обслуживания с помощью четырех складов сопровождается
увеличением одних издержек и сокращением других, общий же размер издержек
уменьшается.
В
завершение следует отметить, что в последние годы в странах Западной Европы
наблюдается тенденция сокращения количества складов, особенно в розничной
торговле. При этом, несмотря на рост транспортных расходов, в целом по системе
распределения наблюдается экономия средств, особенно за счет сокращения
страховых запасов.
9.4.
Грузопереработка
Груз
— это любое перевозимое имущество, включая изделия, поддоны, контейнеры или
аналогичные транспортные и упаковочные приспособления, не предоставляемые
перевозчиком или экспедитором1.
Грузопереработка
(или обработка грузов) обычно выполняется совместно с логистическими функциями
складирования и транспортировки. Как отмечают многие зарубежные специалисты по
логистике, сам термин «Грузопереработка» (Materials Handling) довольно
трудно поддается определению. В частности, некоторые авторы определяют грузопереработку как «эффективное перемещение грузов на
короткие расстояния, имеющее место внутри завода или склада или между
помещением и транспортным предприятием»2.
Рассматривая
грузопереработку как важную логистическую функцию,
логистический менеджмент должен учитывать следующие основные факторы:
•
движение (Грузопереработка всегда связана
с движением и перемещением определенного количества материальных ресурсов,
готовой продукции внутри определенной инфраструктуры звена логистической
системы или вне ее);
•
время (продукция должна быть перемещена внутри производственных подразделений,
складов и т.п. к определенному моменту времени, связанному с производственным
расписанием, временем распределения заказа или другим отрезком времени
логистического цикла);
• количество (грузопереработка
всегда связана с определенными размерами отправок или партий груза.
Зачастую именно грузоперерабатывающие
мощности определяют рациональное количество поставляемых производителю
материальных ресурсов или потребителям — готовой продукции);
• пространство (склад, транспортное средство,
терминал и т.п. должны рационально использовать имеющееся в наличии
пространство и грузовместимость. Системы грузопе-реработки позволяют
осуществить наиболее эффективное использование пространства).
Эти
ключевые факторы должны учитываться совместно. При этом необходимо
дополнительно принимать во внимание такие аспекты, как интеграция и координация
действий логистических посредников в закупках, производстве и распределении
продукции.
Указанные
факторы должны учитываться при управлении грузопереработкой
в микрологистических системах согласно следующим
основным целевым установкам:
1.
Повышение эффективности использования складской мощности. Любой склад
имеет фиксированные габаритные размеры и объем, которые связаны с
определенными логистическими издержками. Использование складского пространства
должно рассматриваться в двух аспектах. Один из них заключается в максимально
эффективном использовании высоты помещений склада, поэтому предприятиями
зачастую применяется оборудование, позволяющее складировать партии грузов на
максимальную высоту зданий (вертикальное использование пространства). Другой
аспект — максимальное использование складских площадей (горизонтальное использование
пространства).
2.
Улучшение операционной эффективности. Эта цель заключается в
минимизации видов перерабатываемых грузовых единиц. Большинство предприятий
стремятся складировать и формировать заказы потребителям даже при большой
номенклатуре продукции из небольшого количества унифицированных по размеру и
весу отправок (пакетных, паллетных, контейнерных).
Оперирование с такими отправками и грузовыми единицами позволяет осуществлять
лучшую загрузку оборудования, экономить на операционных издержках.
3.
Улучшение условий труда рабочего персонала и сокращение тяжелого ручного
труда. Улучшение условий труда имеет многоаспектный характер, включая такие
моменты, как повышение безопасности операций грузопереработки,
эргономических и экологических характеристик рабочих мест, улучшение охраны
труда и техники безопасности и т.д.
4.
Улучшение логистического сервиса. Грузопереработка
улучшает эффективность обслуживания потребителей за счет более быстрой реакции
на их запросы. Грузопереработка играет существенную
роль при реализации концепции «точно в срок» (ЛТ), осуществляя перемещение
товаров на складах, размещение запасов, подбор и комплектование заказов,
быструю подготовку грузовых отправок потребителям. Внимание логистического
менеджмента должно быть направлено на сокращение длительности грузопереработки по сравнению с транспортировкой.
5.
Уменьшение логистических издержек. Эта цель является одной из наиболее
важных и должна постоянно отслеживаться при применении новых технологий грузопереработки и оборудования.
9.5.
Роль тары и упаковки
Упаковка
— это вместилище или оболочка товара. Появившаяся в далекой древности,
упаковка ныне превратилась в одно из действенных средств маркетинга, в один из
элементов товарной политики. Хорошо спроектированная и качественно изготовленная
упаковка создает для потребителей дополнительные удобства, а для изготовителей
— дополнительные средства стимулирования сбыта. Однако с точки зрения
логистики упаковка должна создавать средства оптимизации различных логистических
операций, выполняя функцию согласования технико-технологических показателей
транспорта, разгрузочно-погрузочного оборудования, складских технологий и т.д.
Роль
упаковки в современном логистическом управлении определяется следующими
основными моментами.
1.
Идентификация продукта и предоставление информации. Важнейшая функция
упаковки — предоставление информации о продукции, находящейся внутри нее. Эта
функция выполняется посредством маркировки продукции с применением надписей на
упаковке, этикеток, штрих-кодов и пр.
Маркирование
продукции — способ дифференциации однородных продуктов путем использования
особой упаковки, названия, знаков и надписей.
Маркировка
— операция по нанесению манипуляционных знаков и предупредительных надписей.
Маркировка позволяет установить взаимосвязь между продукцией и сопровождающими
ее товарно-транспортными документами, обеспечить соблюдение требований по
транспортировке и хранению продукции. Маркировка, наносимая производителем,
должна содержать наименование и адрес производителя, название продукта,
указание на возможность возникновения опасности, набор стандартных фраз риска и
фраз по мерам безопасности.
2.
Предохранение товара от порчи и повреждений. Поскольку изготовитель
получит полную продажную цену только тогда, когда в руки покупателя товар
поступит в безупречном и неповрежденном виде, то защита от повреждений и
потерь в процессах складирования, грузопереработки и
транспортировки является ключевой ролью упаковки. На выбор упаковки и
упаковочного материала влияют: чувствительность упакованного продукта, виды
возможных повреждений во время транспортировки и складирования, действующие
законы и предписания по транспортировке и складированию конкретного товара.
Защитная функция упаковки проявляется в ее способности препятствовать
воздействию на продукт агрессивных химических сред, влаги, температуры;
препятствовать раздавливанию, растяжению и другим физическим воздействиям;
защищать от порчи, возможных хищений груза и т.п. Таким образом, эта функция
упаковки снижает логистические риски, связанные с указанными выше причинами.
3.
Повышение эффективности складирования, грузоперера-ботки,
транспортировки и других операций физического распределения.
Наиболее
важная роль упаковки с точки зрения логистического управления заключается в
облегчении операций складирования, транспортировки, грузопереработки
и т.д. за счет гармонизации и стандартизации типоразмерных
рядов тары и упаковки, выбора наиболее эффективных грузовых единиц при управлении
материальными потоками в логистических цепях. Унификация упаковки позволяет
проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего
оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств и за счет этого
значительно уменьшать логистические издержки в физическом распределении.
При проектировании тары и упаковки в связи с этим необходимо
акцентировать внимание на трех аспектах: во-первых, на геометрических размерах
упаковки, которые должны соответствовать применяемому грузоперерабатывающему
оборудованию и грузовместимости транспортных средств (использование с
максимальной эффективностью), во-вторых, на прочности упаковки, которая должна
выдерживать определенный вес груза и давление извне, и, наконец, в-третьих, на
форме упаковки (прямоугольная, кубическая, цилиндрическая и т.д.).
4.
Создание оптимальных единиц для продажи товара. Так как важнейшей
задачей логистики является улучшение качества потребительского сервиса, тара и
упаковка должны удовлетворять требованиям конечных и промежуточных потребителей
с позиции применяемого ими оборудования (например, для розничной торговли —
применяемого сортировочного и другого оборудования супермаркетов и т.п.).
Таким
образом, с позиций логистики можно дать следующее определение: упаковка
— комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь в
логистических операциях транспортировки, складирования, грузопереработки
и прочих, а также выполняющих функцию создания оптимальных грузовых единиц
для согласования технико-технологических операций в логистических цепях.
На
Западе обычно различают два типа упаковки: потребительскую (внутреннюю) и
производственную (внешнюю). Потребительская упаковка способствует продвижению
товара, увеличению объема продаж и играет существенную роль в маркетинге. Для
логистики же более важна внешняя упаковка, которую также часто определяют как
вторичную (транспортная тара). Размеры вторичной упаковки (тары) обычно
делаются такими, чтобы в ней помещалось целое число первичных упаковочных
модулей.
Тару
можно классифицировать по различным признакам:
материал,
из которого она изготовлена, габариты, функциональное назначение,
принадлежность и условия использования.
Основную
роль в логистике играют такие виды тары, как паллеты и контейнеры. Паллетом
(поддоном) называется горизонтальная площадка минимальной высоты,
соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного
погрузчика и других технических средств, используемая в качестве основания для
сбора, складирования, перегрузки, транспортировки грузов.
Основной
целью использования паллетов в логистике является создание оптимальных грузовых
единиц, располагаемых на стандартном по размеру паллете или транспортном
ряде паллетов. Для этого существует европейский стандарт базового модуля 600
х 400 мм, в соответствии с которым строится целая серия возможных паллетов с
унифицированными размерами.
Грузовая
единица — некоторое количество грузов, которое
погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которое своими
параметрами интегрирует технологические процессы на различных участках цепи
поставок в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных
участках, так и на складах. Существенными характеристиками грузовой единицы
являются:
•
размеры;
•
способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической
формы в процессе разнообразных логистических операций.
Использование
единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры
материально-технической базы на всем пути движения материального потока,
начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
На
основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров
транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что
площадь поддона разделяют на сетку кратных размеров, которые определяют наружные
и внутренние размеры транспортной тары. Поддон размером 1200 х 800 мм содержит
4 базовых модуля, поддон размером 1200 х 1000 мм — 5 базовых модулей.
Можно
выделить два основных вида грузовых единиц:
•
первичная грузовая единица — груз в транспортной таре, например, в ящиках,
бочках, мешках и т.п.;
•
укрупненная грузовая единица — грузовой пакет, сформированный на поддоне из
первичных грузовых единиц, то есть грузов в транспортной таре.
Способность
грузовых единиц сохранять целостность и первоначальную геометрическую форму в
процессе выполнения разнообразных логистических операций достигается пакетированием.
Пакетирование — это операция формирования на поддоне грузовой единицы и
последующее связывание груза и поддона в единое целое. Пакетирование
обеспечивает:
•
сохранность продукта на пути движения к потребителю;
•
возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных
и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и
автоматизации;
•
максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава
на всех видах транспорта;
•
возможность перегрузки без переформирования;
•
безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На
практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами,
веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Одним
из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является
пакетирование грузов с помощью термоусадочной
пленки. Метод основан на способности полимерной пленки сокращаться
под воздействием температуры, превышающей температуру размягчения полимера, не
менее чем на 20%. На поддоне (или без него) формируют грузовой пакет из штучных
грузов, который обертывают (обандероливают) полимерной пленкой. После
кратковременного нагревания пленка остывает, ее поверхность сокращается
(температура усадки пленки — +250°С, выдержка — 40
сек.). Усадка пленки вызывает ее натяжение вокруг груза, что способствует
сохранности геометрической формы Пакета в процессе совершения с ним различных
операций.
Наряду
с паллетом важная роль в логистическом управлении принадлежит контейнеру.
Контейнеризация явилась второй после паллетизации
необратимой тенденцией в логистике, принципиально изменившей характер
физического распределения продукции.
По
определению контейнером называется предмет транспортного оборудования,
имеющий следующие отличительные признаки:
•
постоянные размеры и достаточная прочность для многократного использования в
операциях физического распределения; изготавливается из металла;
•
конструкция контейнера специально приспособлена для перевозки грузов одним или
несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки;
• снабжен специальными приспособлениями для быстрой грузопереработки и перегрузки с одного вида транспорта на
другой;
•
обеспечивает легкую загрузку и разгрузку продукции;
•
имеет внутренний объем не менее 1 куб. м.
Преимуществами
контейнерных перевозок являются:
•
ускорение оборота транспортных средств;
•
повышение сохранности груза;
•
уменьшение логистических издержек;
•
ускорение погрузочно-разгрузочных работ и передачи груза получателям;
•
экономия тары и упаковки;
•
поставка нетранзитных партий продукции непосредственно
от предприятий-производителей, минуя склады торговых посредников.
Логистические
издержки, связанные с процессом упаковки продукции, достигают в настоящее время
в развитых капиталистических странах значительных величин. Доля затрат на
упаковку колеблется от 10 до 40% в общей сумме затрат на обращение товаров.
Запущенность
дел с конструированием упаковки, невысокое качество упаковочных материалов и их
нехватка не позволяют повысить конкурентоспособность казахстанских товаров.
Из-за нехватки тары и упаковки потери готовой продукции в Казахстане в общем
объеме производства доходят до 30%. Некачественная упаковка, не отвечающая
требованиям международных стандартов, также является причиной слабой
экспортной политики отечественных предприятий. Эти проблемы, несмотря на их кажущуюся
незначительность, должны стать одними из главных в
процессе внедрения логистики в казахстанскую экономику.
9.6.
Правовые основы процесса складирования в Казахстане
В
настоящее время хранение урегулировано Гражданским кодексом республики
значительно полнее, чем это устанавливалось законодательством последних
десятилетий. Впервые предусмотрены нормы о хранении на товарных складах и
соответствующих складских документах (статьи 791—802 ГК РК). Предусмотрена
повышенная профессиональная ответственность товарных складов за обеспечение
сохранности товаров, принятых на хранение.
Структура
договора складского хранения, соответствующего законодательству Республики
Казахстан, показана ниже1.
ДОГОВОР
складского
хранения
г
__________ « ____» 20___г
_______________________________________________________________________,
именуемое
(наименование
предприятия, перевозящего груз)
в
дальнейшем «Хранитель», в лице _________________________________________________ ,
(должность, Ф.И.О.)
действующего
на основании_______________________________________________________, и
(устава, положения)
_______________________________________________________________________, именуемое
(наименование
предприятия-товаровладельца)
в
дальнейшем «Поклажедатель», в лице ______________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего
на основании _______________________________________________________,
(устава, положения)
заключили настоящий договор о нижеследующем.
I.
Предмет договора и другие общие положения
1.1. Согласно
настоящему договору Хранитель обязуется за вознаграждение хранить товары,
переданные ему Поклажедателем, и возвратить эти
товары в сохранности.
1.2. Предметом настоящего договора является хранение
_________________________________
_____________________________________________________________________________
(наименование
товара)
1.3. Сроки по договору: начало:
____________________________________________________
окончание:
_________________________________________________
1.4. Вознаграждение за хранение составляет:
__________________________________________.
1.5.Вознаграждение выплачивается в следующие сроки и
в следующем порядке: ____________
_____________________________________________________________________________
II.
Обязанности Хранителя
2.1. При приеме товаров
на хранение за свой счет произвести осмотр товаров и определить их количество
(число единиц или мест, либо меру, вес, объем) и внешнее состояние.
2.2. Предоставить Поклажедателю во время хранения возможность осматривать
товары, брать пробы и принимать меры. необходимые для обеспечения сохранности товаров.
2.3. Выдать в
подтверждение принятия товаров на хранение следующий документ:
_____________________________________________________________________________
(двойное
складское или простое складское свидетельство, либо складская квитанция)
2.4. Обеспечить следующие условия хранения
товаров:_________________________________
_____________________________________________________________________________
III.
Изменение условий хранения и состояния товаров
3.1. В случае, когда
для обеспечения сохранности товаров требуется изменить условия их хранения,
Хранитель вправе принять требуемые меры самостоятельно и уведомить Поклажедателя о принятых мерах, если потребовалось
существенно изменить условия хранения товаров, предусмотренные настоящим договором.
3.2. При обнаружении во
время хранения повреждений товара, выходящих за пределы обычных норм
естественной порчи, Хранитель обязуется незамедлительно составить об этом акт
и в тот же день известить Поклажедателя.
IV.
Проверка количества и состояния товара при возвращении его Поклажедателю
4.1. Поклажедатель и Хранитель имеют право каждый требовать при
возвращении товара его осмотра и проверки его количества. Вызванные этим
расходы несет тот. кто потребовал
осмотра или проверки товара.
4.2. Если при возвращении товара Хранителем Поклажедателю
товар не был ими совместно осмотрен или проверен, заявление о недостаче или
повреждении товара вследствие его ненадлежащего хранения должно быть
составлено Хранителю письменно при получении товара, а в отношений недостачи
или повреждения, которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия
товара, — в течение трех дней после его получения.
При отсутствии заявления Поклажедателя считается, поскольку не доказано иное, что
товар возвращен Хранителем в соответствии с условиями настоящего договора.
V.
Заключительные положения
5.1.
Настоящий договор составлен в двух экземплярах.
5.2. Во всем
ином, не урегулированном настоящим договором, стороны будут руководствоваться
нормами действующего гражданского законодательства Республики Казахстан.
5.3.
Адреса и банковские реквизиты сторон:
Хранителя: Поклажедателя:
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
Подпись. Подпись.
Печать.
Печать.
9.7. Развитие
складской логистики в Казахстане на примере индустриально-логистических центров
«DAMU»
Востребованность
научных подходов и практических методов логистики в Казахстане возникла с
началом перехода нашей страныек рыночным отношениям.
Не вдаваясь в детальный экономический анализ, в общих чертах сформулируем те
принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической
концепции в Казахстане.
Во-первых,
длительное время в отечественной экономике недооценивалась роль сферы обращения
(снабжение и сбыт продукции) , которая на Западе
занимает в логистике ключевую позицию. Исторически в нашей стране развитие
сферы обращения намного отставало от производственной сферы, особенно организация
сбыта товаров и услуг. Она характеризовалась замедленным продвижением товаров
от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса,
низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей.
Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу; у руководящего,
управленческого персонала имелся стойкий психологический барьер недооценки
роли сферы обращения в экономике.
Во-вторых,
Казахстан сегодня значительно отстает даже от среднего мирового уровня в
развитии инфраструктуры экономики (прежде всего в сфере обращения продукции).
Здесь можно указать на следующие основные негативные моменты:
•
нерациональное развитие товаропроводящих структур (отсутствие продуманной
стратегии развития систем дистри-бьюции товаров в
промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на крупно- и среднеоп-товых уровнях);
•
слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций,
электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;
•
отсталая транспортная инфраструктура, прежде всего в области автомобильных
дорог; недостаточное количество и низкий технико-технологический уровень
грузовых автомобильных, мультимодальных и таможенных
терминалов;
•
отсутствие современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;
высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;
•
низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства;
недостаток современного технологического оборудования по грузопереработке
продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;
•
слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и
т.п.
Указанные
факторы и негативные моменты в значительной степени тормозят внедрение в
казахстанскую экономику логистической концепции, а преодоление их невозможно в
короткий срок.
Однако
к началу 2000-х годов в Казахстане имелись определенные предпосылки для
развития логистических идей в различных отраслях экономики. В течение
длительного периода в экономике СССР, а затем и в Казахстане складывалась
производственно-техническая база в различных отраслях производства и сфере
обращения, назначением которой было управлять материальными потоками, что мы
сейчас относим к прерогативе логистики. В отраслях промышленного производства
это относится к внутрипроизводственным системам организации работы
технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким
автоматизированным производствам и роботизированным комплексам, системам
автоматизации проектирования (САПР).
Производственно-техническую
базу сферы обращения и инфраструктуру отечественной экономики, связанную с
управлением многоассортиментными материальными
потоками, составили различные технологические объекты государственных централизованных,
отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции,
то есть бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефтепродукта
СССР. Несмотря на упразднение всех форм государственного обеспечения
и централизованного распределения материальных ресурсов, на территории
Казахстана остались и функционируют уже в рыночных структурах объекты мощной
складской системы и товаропро-водящих сетей, крупные
автоматизированные транспортно-складские комплексы, транспортные узлы и
грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов
транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры,
объекты оптовой и розничной торговли и т.п.
Политика
интеграции с соседними государствами, которой придерживается наше государство,
приводит к созданию на территории интегрированных государств
глобальных логистических систем, которые формируются правительственными
институтами, организациями, объединениями, ФПГ. Функционирование глобальных
логистических систем невозможно без соответствующей инфраструктуры, к которой относится прежде всего складирование. Прогнозные оценки
развития мировой экономики говорят о том, что основные финансовые и товарные
потоки в начале этого столетия будут сосредоточены в треугольнике
«США—Европа—Юго-Восточная Азия и Китай». Важнейшая задача Казахстана — в полной
мере реализовать свое выгодное географическое положение как естественный транзитный
мост между Европой и Азией. Таким образом, можно сказать, что в ближайшее время
приоритетным направлением развития логистики в Казахстане станет ее
использование в транспортном комплексе и в системе складирования.
Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в
международных перевозках грузов, первыми почувствовали на себе необходимость
внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки: интер-, мультимодальных и терминальных
систем перевозки грузов, технологии перевозки «точно в срок» и «от двери до
двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузоперевозок и
др. Крупные казахстанские государственные и частные транспортные и экспедиторские
предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, грузораспределительные
и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистического
сервиса.
Одним
из таких предприятий стала группа компаний «AMANAT Invest Group», которая занялась решением
данных проблем и стала одним из лидеров в сфере складской логистики в
Казахстане.
Специалистами
холдинга «AMANAT
Invest
Group»,
в который входят порядка 10 компаний, лидирующих практически во всех сферах
экономики страны, был разработан генеральный план развития транспортно-логистической
отрасли Казахстана — «Стратегия «ЗА». Данная стратегия подразумевает
возведение сети индустриально-логистических центров «DAMU» в трех основных транзитных
регионах республики: Алматинской области, Астане и Актобе. Каждый транспортный узел в отдельности покрывает
свою часть транзитных входов-выходов страны: Актобе —
на западе, Алматы — на юго-востоке, Астана — на севере.
Основными
проектами холдинга является создание и развитие индустриально-логистических
центров на качественно новом, современном уровне, отвечающем принятым во всем
мире требованиям стандартов и современным технологиям XXI века.
С
момента создания компания выбрала стратегию удовлетворения потребности
клиентов в управлении грузовыми потоками в пределах крупного мегаполиса.
Задача транспортной загрузки городских магистралей была решена путем выведения
основных складов за территорию города. Инвестиции изначально осуществлялись в
развитие складской инфраструктуры в соответствии с самыми современными
требованиями, так как в Казахстане не существовало логистических объектов,
способных повышать эффективность коммерческой деятельности. Сегодня холдинг
решает любые задачи, связанные с хранением, транспортировкой и таможенным
оформлением грузов, используя новейшие технологии для обработки грузов,
надежного хранения, быстрой и эффективной транспортировки.
Уникальный
в своем роде центр «DAMU-Almaty» занимает территорию 210 га. По
сути это город в городе. Индустриально-логистический центр «DAMU-Almaty» представляет собой территориальное
объединение производственных объектов, административных структур, инфраструктурных
объектов и складских помещений,
созданное для развития
предприятий малого и среднего бизнеса как казахстанских, так и международных
компаний.
Площадь
«DAMU-Almaty» рассчитана на размещение любых
производств; хранение, отгрузку и перевозку производимой продукции.
Преимуществом индустриально-логистического центра «DAMU-Almaty»
является его удачное расположение. Вблизи центра проходят трассы Алматы—Оскемен (Капчагайская трасса) и
Алматы—Жетыген — основные транспортные артерии, связывающие
ИЛЦ с городом Алматы, регионами Республики Казахстан, а также дальним и
ближним зарубежьем. Помимо этого, планируемая к строительству БАКАД будет
проходить в непосредственной близости от ИЛЦ «DAMU-Almaty».
Склады
ИЛЦ — не просто усовершенствованные складские комплексы. На территории центра
запланированы земельные участки для размещения производственных баз — это
значит, что возможности развернуться есть не только у компаний-дистрибьюторов,
но и у предприятий-производителей. Объективная необходимость в специально
обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения
материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая
конечным потребителем.
Современный
склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя
клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным
услугам, то есть, по существу, играет роль крупного логистического центра.
Система
складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и
рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо
учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости
между
внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими)
потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические
средства, особенности груза и т.д.). Разработка системы складирования
основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем
для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки.
Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой
факторов, объединенных в несколько основных подсистем.
Складские
комплексы «DAMU»
оснащены современным оборудованием и автоматизированной системой складского
учета (система управления складом Warehouse Management system). Это обеспечивает высокую
динамику обработки грузов, позволяет отслеживать товары по дате приема на
склад, по дате производства, а также делает процесс хранения легко контролируемым.
Необходимо помнить, что, независимо от направленности технической оснащенности
переработки груза, обработка информационных потоков должна быть
автоматизированной, тем более что современные логистические системы должны
иметь единую информационную систему для всех ее участников.
В
различных логистических процессах склады выполняют схожие функции временного
хранения материальных запасов, преобразования материальных потоков, обеспечения
логистического сервиса, поэтому совокупность работ, выполняемых на различных
складах, примерно одинакова.
Основные
услуги, предоставляемые складскими терминалами «DAMU»:
•
хранение товаров, требующих определенных температурных условий;
•
хранение крупногабаритных грузов;
•
погрузочно-разгрузочные работы;
•
обработка товара по специальным требованиям заказчика;
•
сортировка и комплектация заказов;
•
маркировка, термоупаковка и пакетирование;
•
страхование за счет логистического оператора;
•
предоставление необходимых отчетов о движении грузов на складе;
•
хранение на свободном складе, СВХ, таможенном, аптечном складе.
Компания
предлагает следующие услуги в сфере транспортной логистики:
•
нахождение эффективных транспортно-логистических решений;
•
полный комплекс услуг по доставке грузов получателю по Алматы и Алматинской области, по принципу «до двери»;
•
дистрибуция по городам Казахстана авто- и железнодорожным
транспортом;
•
содействие в получении выгодного страхового полиса на перевозки от всех видов
риска;
•
оперативное информирование о местонахождении груза;
•
сопровождение и охрана грузов в пути следования;
•
организация перевозок грузов под таможенным контролем;
•
персональный менеджер для каждого клиента;
•
консалтинговые услуги;
•
широкая агентская, партнерская сеть;
•
система доставки «от двери до двери» экспортных и импортных грузов;
•
система контроля качества обслуживания.
Компания
предлагает также таможенно-брокерские услуги:
•
полное таможенное оформление;
•
получение сертификатов соответствия товара;
•
оформление разрешительных документов (ветеринарный и фитосанитарный контроль);
•
персональный менеджер для проведения таможенного оформления партии товара;
•
хранение медикаментов на СВХ и таможенном складе;
•
консультирование по таможенному законодательству, практическим вопросам
таможенного оформления и внешнеэкономической деятельности и пр.
Ключевые
преимущества проекта:
•
размещение на одной территории складов, сопутствующих производств и офисов;
•
сокращение сроков и стоимости таких производств для заказчика;
•
возможность проектирования и строительства под конкретные нужды заказчика;
•
развитие социальной сферы в районе благодаря организации дополнительных рабочих
мест и увеличению налоговых поступлений в местный бюджет.
Анализ
деятельности группы компаний «AMANAT Invest Group» позволяет сделать вывод о
грамотном и профессиональном подходе менеджеров компании к развитию
логистического сервиса. Компания правильно выбрала стратегию развития,
определяя приоритетные направления логистизации
экономики регионов.
Создавая
мощные современные индустриально-логистические комплексы в трех крупных узлах
Казахстана Алматы—Астана—Актобе и в Тульской области
РФ в целях улучшения качества и динамики товарооборота в стране, компанией
планируется развить единую логистическую сеть. Появление высококачественной
логистической сети, которая будет охватывать всю страну, позволит укрепить
статус Казахстана как связующего звена между Европой и Азией и таким образом
способствовать реализации транзитного потенциала страны.