Тема
11 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ
11.1.
Организационные аспекты логистического менеджмента
Под
организационной структурой логистической системы понимается качественно
определенный, относительно устойчивый порядок функциональных связей между ее
звеньями. В процессе развития теории управления производством и различных
аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений
выделились следующие основные организационные структуры управления: линейная,
функциональная, линейно-функциональная (штабная), линейно-штабная.
Для
обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими
являются крупные фирмы, основные организационные структуры дополняются
программно-целевыми формами управления в виде различных матричных структур:
управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии,
интегральное управление и т.д. Исследование генезиса организационных структур
систем управления показывает, что для синтеза эффективной организационной
структуры логистической системы необходимы следующие условия1:
1)
выделение необходимых и достаточных функций логистического менеджмента
(ключевых логистических функций);
2)
обособление звеньев логистической системы по функциям управления, необходимым
для реализации глобальной цели логистической системы;
3)
наличие отношений логистического менеджмента (координации, интеграции,
согласования) между выделенными звеньями
логистической системы.
При
формировании организационной
структуры функциональная структура логистической
системы всегда остается ее основным ядром, определяя содержание процесса
логистического менеджмента.
Особенностью
логистической системы является то, что почти каждое ее звено является синтезом
объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья могут представлять
собой функционально обособленные логистические подсистемы, имеющие свои цели и
локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели
логистической системы должно быть обеспечено за счет необходимого уровня
интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне менеджмента
фирмы, который может быть реализован, например, в виде отдела логистики,
интегрального менеджера и т.п.
Генезис
организационного обеспечения фирменного логистического менеджмента за рубежом,
как и сама эволюция логистики, имеет несколько характерных этапов. Существует
три основных этапа (фазы) эволюции организационных структур логистической
системы: фрагментаризация, функциональное агрегирование
и процессная интеграция. Каждому из этих этапов присущи свои характерные
особенности формирования и развития организационных структур, реализующих
функции фирменного логистического менеджмента.
На
этапе фрагментаризации в связи с выделением отдельных
логистических функций в производстве, транспортировке, управлении запасами и
т.п., а также с учетом и контролем связанных с ними затрат произошло
закрепление некоторых логистических функций за соответствующими
подразделениями организационных структур зарубежных фирм. При этом традиционные
организационные структуры управления в фирмах стали постепенно
трансформироваться в структуры с функционально-агрегированными логистическими
функциями для управления процедурами заказов, запасами, транспортировкой,
складированием, грузопереработкой, производственными
процедурами. В основном агрегирование шло по линиям «снабжение—производство» и
«дистрибьюция (физическое распределение)». Этому
способствовало и наличие конфликтов по управлению материальными и сервисными
потоками в традиционных организационных сферах фирменного менеджмента:
финансах, производстве и маркетинге (рис. 11.1)1.
Профессор
Д. Бауэрсокс выделяет три фазы организационных
изменений логистической системы, происшедших на этапах фрагментаризации
и функционального агрегирования.
Первая
фаза относится к концу 1950-х—началу 1960-х
годов, когда в западных (прежде всего американских) фирмах начали выделяться и
постоянно агрегироваться такие функции, как материальный менеджмент и
физическое распределение.
Вторая
стадия развития организационных логистических
структур охватывает период конца 1960-х—начала 1970-х годов и связана прежде всего с агрегированием функций в ключевой
логистической функции — физическом распределении. Кроме того, на формирование
организационно-функциональных структур логистических систем повлияли концепции
общих затрат и повышение роли качества продукции и сервиса. Логистический
менеджмент начал позиционироваться как важный стратегический элемент.
Третья
фаза совершенствования организационных
структур микрологистических систем относится к
периоду с середины 1970-х годов до начала 1980-х годов (началу «логистического
ренессанса»). Эта фаза характеризуется окончательным закреплением всех
выделенных логистических функций за персоналом фирменного логистического
менеджмента в соответствии с иерархией и видом (линейная, функциональная,
штабная) организационных структур управления. При этом четко разграничивались
полномочия и ответственность каждого структурного подразделения.
На
формирование организационной структуры логистических систем сильно повлияло
интенсивное развитие и внедрение в практику логистического менеджмента
информационно-компьютерных технологий.
Информационные
технологии позволили осуществлять автоматизированное логистическое
планирование, контроль и мониторинг, более полно интегрировать логистические
функции. Типовая организационно-функциональная структура логистической системы
фирмы, соответствующая третьей фазе, приведена на рис. 11.21.
На
этапе функционального агрегирования организационные структуры фирменных
логистических систем реализовывались в трех основных видах: линейном штабном и
линейно-штабном.
Развитие
процессной функциональной и
информационной интеграции в логистике привело к повышению роли координирующих
и интегрирующих функций, которые в организационных структурах логистических
систем стали выполнять специально создаваемые отделы логистики и так
называемые интегральные логистические менеджеры, входящие в персонал топ-менеджмента
фирмы. Интегральные менеджеры согласовывали логистическую стратегию фирмы с
маркетинговой, отвечали за разработку и выполнение стратегического
логистического плана фирмы. Одной из важнейших задач интегрального менеджера
стало согласование интересов и локальных целей функционирования логистических
посредников в логистических системах, устранение возникающих конфликтов для
наиболее эффективной реализации глобальной цели управления материальными,
информационными и финансовыми потоками.
Типичными
функциями интегральных логистических менеджеров крупных западных фирм (на
уровне вице-президентов компаний) являются1:
•
установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;
•
согласование логистической маркетинговой и производственной стратегии фирмы;
•
разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними
информационными и финансовыми потоками;
•
согласование интересов поставщиков материальных ресурсов, торговых,
транспортных и других логистических посредников, функционирующих в
логистической системе фирмы; устранение возникающих конфликтов;
•
формулирование целей и ограничений по управлению запасами в логистической
фирменной сети (при управлении закупками, производством, распределением);
•
определение уровня инвестиций в систему контроля и управления запасами
(информационную систему, складское хозяйство);
•
разработка стратегического логистического плана и согласование его с
производственным расписанием;
•
установление политики управления персоналом логистического менеджмента,
программ обучения и повышения квалификации персонала;
• пересмотр стратегии управления запасами,
складирования в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной
продуктовых стратегиях фирмы;
•
определение направлений оптимизации и снижения тотальных
логистических издержек.
В
настоящее время в большинстве зарубежных компаний сформировался определенный
персонал высшего, среднего и низшего звеньев менеджмента, за которым были
закреплены соответствующие функции (табл. 11.1). В графе 4 приведен процент
компаний США, использующих соответствующие должности.
Таблица
11.1
Состав
и функции логистического
менеджмента западных фирм1
Уровень
менеджмента |
Должность |
Типовые
функции (должности) |
% компаний США, использующих соответствующие
должности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Высший |
Вице-президент |
Распределение
(физическое распределение) Маркетинг
(продажи) Производство
(операционный менеджмент) Транспортировка Материальный
менеджмент (управление закупками) Логистика Смешанные
функции |
29 24 19 5 3 10 10 |
Директор |
Физическое
распределение (операции в распределении) Транспортировка Материальный
менеджмент Маркетинг
(продажи) Операционный
менеджмент Логистика Смешанные
функции |
35 15 6 8 10 12 14 |
|
Средний |
Менеджер |
Физическое
распределение Менеджер
по транспортировке Менеджер
по потребительскому сервису Материальный
менеджмент Логистическое
планирование Операционный
менеджмент Планирование
запасов Логистика Маркетинг Складирование Смешанные
функции |
28 22 3 4 6 8 3 10 5 9 11 |
Супервайзер |
Супервайзер
по складированию Супервайзер
по распределению Супервайзер
по транспортировке Смешанные
функции |
23 20 27 30 |
|
Низший |
Аналитик |
Аналитик
по операциям распределения Аналитик
по логистическому планированию Транспортный
аналитик Смешанные
функции |
26 11 23 40 |
11.2.
Логистический анализ
Под
анализом в широком смысле обычно понимается разложение (декомпозиция)
изучаемого объекта или процесса на части с целью экономического, финансового,
технического и т.п. исследований этих частей. С позиций логистики необходимо
проводить экономический и финансовый анализ-аудит, позволяющие оценить
принимаемые логистическими менеджерами предприятий решения, сказывающиеся в конечном
итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих
показателей.
На
уровне предприятия можно выделить следующие основные задачи стратегического,
тактического и оперативного логистического анализа1:
•
анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) логистического
плана;
•
анализ соответствия логистического стратегического плана маркетинговому
и производственному;
•
анализ качества продукции и логистического сервиса;
•
анализ степени удовлетворения запросов потребителей;
•
анализ эффективности выполнения отдельных логистических функций и работы
звеньев логистических систем;
•
анализ эффективности использования в логистическом менеджменте инвестиций,
основных фондов, оборотного капитала, живого труда;
•
анализ производительности (продуктивности);
•
анализ уровня технологической и технической базы логистического менеджмента;
•
анализ эффективности логистической информационной системы и применяемых
информационно-компьютерных технологий;
•
финансовый анализ-аудит;
•
анализ составляющих логистических издержек;
•
анализ влияния логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
•
выделение и анализ логистических рисков и разработка мер по их снижению;
•
анализ поставщиков, потребителей, посредников с точки зрения реализации
логистической концепции фирмы;
•
анализ уровня координации, интеграции и взаимодействия;
•
анализ звеньев логистических систем и логистических посредников и т.д.
Даже
простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является
логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть
технико-экономического и финансового анализа функционирования предприятия на
рынке.
В
основу логистического анализа положены такие принципы, как научность,
системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений,
комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые
при этом методы и приемы характерны для общего технико-экономического анализа
производственно-хозяйственной деятельности.
Большое
значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает
в себя совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей,
характеризующих состояние и динамику логистической системы и ее внешней
экономической среды.
Логистический
анализ, проводимый на предприятии, может быть классифицирован по ряду
признаков:
•
по целям и задачам различают анализ выполнения стратегического
(тактического, оперативного) плана; определение базисных логистических
показателей; оценку результатов хозяйственной и финансовой деятельности;
подготовку информации для принятия управленческих решений и т.п.;
•
по аспектам выделяют экономический, финансовый, технико-экономический,
функционально-стоимостной, проблемно-ориентированный и другие виды анализа;
•
по содержанию программы различают комплексный (охватывающий все стороны
функционирования логистических систем) и локальный (затрагивающий отдельные
элементы, процессы, звенья) анализ;
•
по уровню объектов анализ может охватывать логистическую систему в
целом, отдельное звено, подразделение, технологический участок, рабочее место
и т.п.;
•
по субъектам проведения логистический анализ может быть внешним
(например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом
фирмы;
•
по периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный,
ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;
•
по характеру принимаемых решений анализ может быть предварительным,
оперативным, текущим, итоговым, перспективным.
При
проведении логистического анализа на предприятиях можно применять различные
методы и приемы, часть которых представлена на рис. 11.3. Для повышения
точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических
и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу
логистики.
Среди
наиболее распространенных в западном логистическом менеджменте методов и
технических приемов анализа можно указать:
•
методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный,
дисперсионный анализ, множественные корреляционно-регрессионные модели,
спектральный анализ и др.);
•
функционально-стоимостной анализ;
•
методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;
•
различные эконометрические методы и модели;
•
методы экспертных оценок.
Важную
роль в процессах логистического анализа и контроля играют процедуры измерения
результатов решений, принимаемых логистическим менеджментом.
Измерение
результатов (количественная мера степени выполнения логистических операций и
функций) является необходимым условием эффективности управления, так как
обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного менеджмента.
Процедуры
измерения результатов зависят от целей логистического менеджмента и вида
логистической системы. Для большинства логистических систем рассматриваются
следующие показатели:
•
удовлетворение потребителей;
•
использование инвестиций;
•
оперативные логистические издержки;
•
качество;
•
время циклов;
•
производительность.
Детализация
параметров указанных показателей приведена
в
табл. 11.21.
Таблица
11.2
Характеристика
показателей исполнения логистических решений
Показатель |
Основные
параметры |
1 |
2 |
Удовлетворение
потребителей в качестве продукции и логистического сервиса. |
Обеспечение
выполнения заказа точно к указанному сроку. Полнота
удовлетворения заказа. Точность
параметров заказа. Информационная
и коммуникационная надежность,
точность и своевременность. Количество
возвратов заказов, случаев отсутствия запасов, повышения тарифов. Жалобы
потребителей. Оценка
потребителями (рейтинг) степени
удовлетворенности логистическим сервисом. |
Использование
инвестиций. |
Скорость
и количество оборотов заказов. Использование
оборотного капитала. Средний
уровень запасов. Возврат
на инвестиции в основные фонды. Точность
поддержания уровней запасов. Использование
инвестиций в транспортировку.
Использование
инвестиций в складскую
инфраструктуру. Использование
инвестиций в технологическое
оборудование. |
Операционные
логистические издержки. |
Затраты
на производство продукции (себестоимость). Затраты
на внутреннюю и внешнюю транспортировку. Затраты,
связанные с качеством
продукции (ущерб от недостаточного уровня качества, потери продаж, возврат
товаров и т.п.). Затраты
на грузопереработку и складирование. Затраты,
связанные с процедурой
заказов. |
Качество. |
Точность
и достоверность прогнозирования. Выполнение
производственного расписания
и схем доставки продукции потребителям. Ошибки
в выполнении заказов. Случаи
потерь, хищений, порчи и т.п. Возврат
товаров покупателями. |
Время
циклов. |
Время
составляющих цикла заказа. Время
пополнения запасов. Время
обработки заказов потребителей. Время
доставки заказа. Время
производственно-технологического цикла. Время
цикла подготовки отчетов. Время
цикла закупки материальных
ресурсов. |
Производительность. |
Количество
обработанных заказов в единицу времени. Грузовые
отправки на единицу
складских мощностей и грузовместимости транспортных средств. Отношения
типа «вход—выход» для динамики выпуска продукции и
документооборота. Отношение
операционных логистических
издержек на единицу инвестированного капитала. Отношение
логистических издержек на
единицу производимой продукции. Затраты
в дистрибутивной сети на единицу объема продаж. |
11.3.
Стратегическое управление логистикой
Интерес
к изучению стратегического поведения, позволяющего любой системе выживать в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возрос в последние
десятилетия. Все компании в условиях жестокой конкурентной борьбы и быстро
меняющейся ситуации должны не только сосредотачиваться на внутреннем состоянии
дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы им успевать
за изменениями, происходящими в их окружении. Сегодняшний день диктует необходимость
такого управления, которое обеспечивало бы адаптацию логистической системы к
быстро меняющейся окружающей среде.
Стратегическое
управление логистикой — высокопрофессиональная
управленческая деятельность со своей логистической структурной специализацией,
направленная на выживание логистической системы предприятия в неопределенной
внешней среде, обязательно включающая стратегическое планирование как строго
заданный процесс и строго определенную подсистему.
Можно
выделить три стадии процесса логистического стратегического управления:
•
логистическое стратегическое планирование (разработка стратегии,
стратегического анализа и выбора);
•
стратегическая организация или настройка организационной системы в
соответствии с выбранной логистической стратегией (внедрение стратегии,
реализация стратегии);
•
стратегический контроль и регулирование функционирования логистической системы
(оценка стратегии, мониторинг и оценка исполнения).
На
стадии стратегического планирования определяются стратегии
логистической системы предприятия путем установления его миссии, анализа
стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий,
которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации
конкурентных преимуществ. На сегодняшний день стратегическое планирование
является необходимым элементом эффективного развития любого предприятия.
Разработка логистической стратегии занимает центральное место на предприятии
наряду с корпоративной маркетинговой и производственной стратегиями и установлением
миссии.
Разработка
логистической стратегии осуществляется в четыре этапа: оценка, анализ
возможностей, установление приоритетов, выполнение.
На
этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к
миссии и корпоративной стратегии предприятия на рынке. Должна быть тщательно
проанализирована общая экономическая и политическая ситуация, определены
предполагаемые тенденции ее изменения на период 5—15 лет. Более детально
оценивается интерфейс логистической стратегии с маркетинговой
и производственной.
В частности, по отношению к внешней окружающей логистической
среде должны быть оценены экономические тенденции (на общегосударственном и
местном уровнях), динамика макроэкономических показателей (уровня инфляции,
ВВП, курса валют, процентных ставок, биржевых индикаторов и т.д.), демографические
тенденции, технологический и научный уровни в соответствующих отраслях,
тенденции развития рынков сбыта, возможные группы конкурентов, законодательство
и т.п.
Подобным
образом оценивается и внутренняя микроэкономическая среда предприятия.
На
втором этапе разработки логистической стратегии подбираются и
анализируются возможные стратегические решения на уровне корпорации в целом и
отдельных структурных подразделений в частности, определяются базовые
требования к компонентам логистической стратегии.
Третий
этап заключается в установлении приоритетов
и выбора одной доминирующей логистической стратегии из набора возможных
альтернатив. При этом принципиальное значение имеет ранняя идентификация
необходимых ресурсов для выполнения стратегии и источников их получения.
Наконец,
заключительный этап состоит в разработке непосредственно стратегического
логистического плана с определением агрегированных показателей как в целом для
логистической системы, так и для отдельных уровней менеджмента.
Основными
направлениями разработки логистических стратегий предприятия являются
следующие виды стратегии*:
•
стратегия дифференциации — стремление предприятия к уникальности,
например, в системе обслуживания потребителя.
(Стратегии улучшения потребительского сервиса
основаны на допущении, что улучшение качества продукции и сервиса приводит к
повышению прибыли фирмы от повышения рынка сбыта и увеличения объема продаж.
Кроме того, подобные стратегии укрепляют положение фирмы на рынке и повышают
имидж фирмы. Однако в этих стратегиях важное место
принадлежит проблеме оптимизации качества сервиса, так как предоставление
потребителям сверхвысокого уровня сервиса приводит к дополнительным затратам.);
•
стратегия лидерства по затратам — стратегия лидерства на рынке за счет
снижения логистических затрат по цепи поставок. Стратегия уменьшения затрат
направлена на сокращение операционных составляющих издержек, связанных в
основном с движением материального потока (транспортировкой) и запасами
продукции. Лучшая стратегия формулируется в результате альтернативного выбора
среди возможных вариантов системы «складирование—транспортировка» путем лучшего
размещения складов, оптимизации уровней запасов, выбора оптимальных способов
транспортировки и маршрутов и т.п. Уровень сервиса обычно ограничивается, пока
не найдены оптимальные общие затраты, причем максимизация прибыли является
приоритетной задачей;
•
стратегия фокусирования — концентрация на удовлетворении потребностей
клиентов одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления
охватить весь рынок. Цель такой стратегии — удовлетворять потребности клиентов
выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования
может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и
на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Данная стратегия
позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести
к малой доле на рынке в целом;
•
стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не
стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.
Виды
диверсификации:
• горизонтальная предполагает расширение
деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потребителей
с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи (например,
техника сбыта фирменной продукции); расширение номенклатуры продукции путем
добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно изготавливать
и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности
предприятия на новые для него сегменты рынка;
• вертикальная — предприятие расширяет свою
деятельность на предыдущие или последующие стадии процесса производства и
распределения. Вертикальная диверсификация является
формой реализации стратегии интегрированного роста, когда положение
предприятия на рынке изменяется за счет расширения путем добавления новых
структур;
•
латеральная — включение в
производственную программу предприятия продукции, не имеющей непосредственной
связи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие какой-либо связи
между традиционными и новыми областями деятельности предприятия.
На
стадии стратегической организации выполняется приведение всех ресурсов
и внутрифирменных связей, всех целей, задач и областей ответственности
работников в полное соответствие с выбранной логистической стратегией. Здесь
же проводятся необходимые организационные изменения на предприятии,
вырабатываются политики каждого из ее структурных логистических подразделений.
Стратегия совершенствования организационной структуры предопределяет
оптимальное количество звеньев организационно-функциональной структуры логистической
системы, приоритетные логистические функции и стратегические взаимоотношения
между логистическими посредниками в системе.
На
стадии логистического контроля выполняется упорядоченный и по
возможности непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления
отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических
показателей, а также анализ этих отклонений для выявления
причин расхождений.
Контроллинг
— совокупность задач, предметом которых является
координация управления на предприятии, а также снабжение информацией
управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей
логистической системы предприятия.
Модель
стратегического управления логистикой представлена на рис. 11.4. В этой модели
выделено наличие концепции корпоративной логистической стратегии, которая,
будучи одним из источников логистического стратегического управления, объединяет
стратегии функциональных областей логистики, интегрированную бизнес-логистику
и корпоративную логистическую стратегию предприятия.
В
связи с этим также необходимо отметить, что при разработке удачной стратегии
возникает синергия, то есть стратегический системный эффект. Истоки общей
синергии организации — в эффективности использования всех ее различных
ресурсов, а особенность стратегической синергии — в эффекте от использования
именно стратегического фактора. Таким образом, специфическая ключевая цель
стратегического логистического управления — это достижение максимальной
синергии по стратегическому фактору.
Наконец,
одной из главных составляющих логистической стратегии является логистическая
информационная система, связывающая информационными и телекоммуникационными
каналами основные логистические функции и сферы бизнеса. Логистическая
информационная система обеспечивает интерфейс с внешней средой через
маркетинговую стратегию, а с внутренней микросредой фирмы — через производственную стратегию.