Тема 2. Информационная логистика
Вопросы:
1.
Информационные
системы в логистике
2.
Виды
информационных логистических систем и принципы их построения
3.
Инфраструктурные
системы, обеспечивающие движение информационных логистических потоков
4.
Совершенствование
управления информационными логистическими потоками
Литература:
1.
Логистика:
Учебник/ Под ред. Б.А. Аникина – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с.
2.
Родников
А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 251 с.
3.
Гаджинский
А.М. Логистика: Учебник. – М.: Маркетинг, 1998. – 228 с.
4.
Альбеков
А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2001. – 512 с.
1.
Информационные системы в логистике
Информационные системы в логистике
предполагают быструю адекватную реакцию на требование рынка, слежением за
временем доставки, оптимизацию функций в цепях качественной доставки и
своевременного снабжения и другое. Однако, при
реализация очевидных преимуществ качественного информационного обеспечения логистических процессов возникают проблемы:
• отсутствие сбора информации на предприятиях. В
основном информация носит не точный, не оперативный и не преемственный
характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо
недостоверной полученной информации;
• слабое развитие коммуникационных сетей по структуре
и техническому уровню для информационных систем обслуживающих ЭВМ и отсутствие
информационного взаимодействия между поставщиками-производителями и покупателями-потребителями;
• отсутствие технических средств информационного обеспечения
на предприятиях;
• отсутствие единой межнациональной коммуникационной
информационной системы, которая была бы способна передавать информацию о материальных
потоках и осуществлять контроль за их движением.
Логистические информационные системы
представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с
отслеживания оперативных требований заказчиков (представляющих чисто
стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и
производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.
1. Информационные системы для принятия долгосрочных
решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат
главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической
цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.
2. Информационные системы для принятия решений на
среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные
или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении
(диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении
материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые
задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной
обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более
актуальные данные. Дипозитивная система подготавливает
все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние
системы в базе данных.
3. Информационные системы для
исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные
системы). Они используются главным образом на административном и оперативном
уровнях управления, но иногда содержат также
некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем
скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е.
актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме
on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов,
подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении
автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует
интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления
автоматикой.
Создание информационных систем требует системного мышления. Структура логистической системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.
Вертикальная
интеграция — связь плановых,
диспозитивных и исполнительных систем. Под горизонтальной интеграцией
понимается связь отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных
системах. Главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диспозитивные системы, которые
определяют требования к соответствующих исполнительным системам.
Для
построения логистических информационных систем на
базе ЭВМ важны следующие принципы:
— нужно стремиться к модулярной структуре систем как в аппаратном оборудовании, так и в программном
обеспечении;
— надо обеспечить возможность поэтапного создания
системы;
— очень важным является четкое
установление мест стыка;
— нужно обеспечить гибкость системы с точки зрения
специфических требований конкретного применения;
— ведущую роль играет приемлемость системы для
пользователя диалога «человек-машина».
Стратегическое
планирование информационной системы включает следующие шаги:
• определение подразделений предприятия, которые будут
включены в интегрированную информационную систему (также с учетом перспективы);
• грубый проект функциональных областей информационной
системы и соотношений между ними;
• определение важных для работы предприятия объектов
(заказчики, поставщики материалов, деталей и т.п.) и их отображение в
информационной системе (это наиболее сложная задача стратегического
планирования, тесно связанная с предыдущим шагом);
• определение возможностей использования функциональных
областей системы в различных подразделениях предприятия и оценка ожидаемого эффекта;
• установление правил для архитектуры и технической
реализации подсистем и соединяющих звеньев, создаваемых собственными силами;
• установление общих, независимых от функций правил и
форматов для передачи данных между функциональными областями информационной системы;
• установление параметров для вычислительной техники
(аппаратное оборудование, операционная система, система управления данными,
иерархические уровни ЭВМ, технические методы передачи);
• разработка проекта реализации (приоритеты, сроки и
т.д.).
Стратегический
общий план создается в течение нескольких месяцев. Необходима его ежегодная
актуализация с учетом нового опыта реализации отдельных проектов, изменений в
рыночной среде и дальнейшего развития информационной техники.
Для
создания стратегического общего плана рекомендуется образование немногочисленной
группы специалистов по информатике и сотрудников пользовательских подразделений.
Решающей предпосылкой успешной работы такой группы является поддержка руководства
предприятия; оно формулирует цели и контролирует ход работ.
Ситуативное
действие означает быстрое реагирование на внешние события (например, на изменения
на рынке, технические новшества, организационные или персональные изменения на
предприятии), т.е. начало работы над соответствующим проектом. Решение
принимается на основе ситуации в настоящий момент, оно не зависит от долгосрочного
планирования. Однако в благоприятном случае можно сформулировать проект так,
чтобы он покрыл предусмотренную в стратегическом плане функциональную область,
или в худшем случае включить новый проект в общий план.
Ситуативное
действие также подразумевает проверку появившегося на рынке нового стандартного
программного обеспечения на совместимость, со стратегическим общим планом и
на его применимость без учета предусмотренных в плане приоритетов.
2.
Виды информационных логистических
систем и принципы их
построения
Логистические
информационные системы подразделяются на три группы:
• плановые;
• диспозитивные (или диспетчерские);
• исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных, информационных систем.
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном
уровне управления и служат для принятия долгосрочных,
решении стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
— создание и оптимизация звеньев логистической
цепи;
— управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;
— планирование производства;
— общее управление запасами;
— управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на
уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие
задачи:
— детальное управление запасами (местами складирования);
— распоряжение внутрискладским
(или внутризаводским) транспортом;
— отбор грузов по заказам и их комплектование, учет
отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного
или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится
в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим
работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую
информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать
соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления.
Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных
потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями
и т.п.
В соответствии с принципами системного подхода любая
система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уж
затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по
этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
С позиций
системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (см. рис.1).
Первый уровень
— рабочее место, на котором осуществляется логистическая
операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается,
упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального
потока.
Второй
уровень — участок, цех, склад, где
происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий
уровень — система транспортирования и
перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно
принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при
поступлении готовых изделий в конечное потребление.
В
плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком.
При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт — производство
— снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства,
построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему
материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как
бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю
среду, в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В
соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным
группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную
и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и
исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной
интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных
и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом
преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:
— возрастает скорость обмена информацией;
— уменьшается количество ошибок в учете;
— уменьшается объем непроизводительной, «бумажной»
работы;
—
совмещаются разрозненные информационные блоки.
При построении логистических
информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.
1. Принцип использования аппаратных и программных
модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный
узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия.
Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной
степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию
в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных
и аппаратных модулей позволит:
— обеспечить совместимость вычислительной техники и
программного обеспечения на разных уровнях управлении;
— повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
— снизить их стоимость;
— ускорить их построение.
2. Принцип возможности поэтапного создания системы.
Логистические информационные системы, построенные на
базе современных электронных систем, как и другие автоматизированные системы
управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при
их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения
число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной
системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь ввиду, что, определение этапов
создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на
последующее развитие логистической информационной
системы и на эффективность ее функционирования.
3. Принцип четкого установления мест стыка. «В
местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы
правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через
границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания
мест стыка является одной из важных задач логистики».
4. Принцип гибкости системы с точки зрения
специфических требований конкретного применения.
5. Принцип приемлемости системы для пользователя
диалога «человек — машина».
3.
Инфраструктурные системы, обеспечивающие движение
информационных логистических потоков
Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической
системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать
в виде бумажных и электронных документов.
Существуют
следующие виды информационных потоков (рис.2):
• в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;
• в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;
• в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
• опережающий информационный поток во встречном
направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
• опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем
прибытии груза;
• одновременно с материальным потоком идет информация
в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального
потока;
• вслед за материальным потоком во встречном направлении
может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству,
разнообразные претензии, подтверждения.
Путь,
по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом
движения материального потока.
Управлять
информационным потоком можно следующим образом:
• изменяя направление потока;
• ограничивая скорость передач до соответствующей
скорости приема;
• ограничивая объем потока до величины пропускной
способности отдельного узла или участка пути.
Измеряется
информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за
единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица — бит.
Реалии отечественной хозяйственной практики свидетельствуют о необходимости создания информационной инфраструктуры, которая позволила бы собирать, организовывать и транспортировать информацию в соответствии с поставленными целями. Наличие инфраструктуры позволит осуществить комплекс работ по оперативной идентификации, стандартизации источников информации, ее обработки и передачи. Это вполне достижимо путем создания компьютерной сети охватывающей сферы производства, потребления и обращения.
В «традиционной» и уже отходящей на второй план в развитых
странах концепции организации материально-технического снабжения функции собственно
снабжения (закупок) всегда были отделены от функций производства,
складирования, маркетинга и сбыта. Они подчиняются
разным структурам управления (соответственно: коммерческой, производственной
и сбытовой) и слабо связаны между собой (такая связь обнаруживается — и то эпизодически — лишь на уровне генерального управления фирмой иди предприятием).
Это приводит к глубокому разделению задач названных служб (в этом отношении
данная система напоминает отечественную схему организации снабжения предприятий).
Следствием такой организации является положение, когда задачи управления транспортом, складированием и материальными потоками решаются недостаточно, так как они находятся в компетенции конкретных подразделений, которые в рамках крупных предприятий больше конкурируют между собой за фонды и место в иерархии, чем подчиняются единой системе ценностей и целей. Это видно из анализа деятельности производства, которое стремится использовать собственное складское хозяйство с соответствующими резервными запасами и противостоять непрерывному давлению системы рынков на производство. Задачи сбыта приводят к необходимости ориентации на потребителей, а следовательно, степень готовности к поставкам продукции на рынок становится критерием оценки эффективности управления.
Рассмотренная
система организации может возникать и работать в условиях рыночной экономики,
когда сложность задач снабжения и транспортировки невысока и когда затраты,
связанные с решением этдх задач, относительно низки,
а влияние услуг, предоставляемых системой снабжения, складирования и
транспорта сравнительно невелико. Слабая взаимосвязь отдельных сфер
деятельности при неизбежных ошибках их согласования ведет к завышению складских
запасов и оборотных фондов, диспропорции производственных мощностей, неполноте
исходной информации при принятии альтернативных решений типа «производить или
покупать», а также к неравноценной загрузке отдельных производственных линий.
Информационная
логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и
является тем существенным для предприятия звеном, который связывает снабжение,
производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами движения и
складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечит своевременную
доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качестве из
точки из возникновения в точку потребления с минимальными затратами и оптимальным
сервисом. Для этого система материального обеспечения производства подвергается
общей иерархической структуризации. Подзадачи материального обеспечения:
транспортировка, перегрузка, складирование и распределение — выполняются с помощью существенно автоматизированных
функциональных элементов. Комбинация этих элементов в подсистеме образует сетевую
структуру, которая представляет подобласти материального обеспечения производства.
Логистическая система на производстве эффективна
только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие
производственные процессы. Эта проблема решается путем создания
соответствующего информационного базиса. Сюда относятся «актуальные обзоры»
фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных
основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания и
простоев, соблюдения сроков). Для сбора этих данных производственная система
по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые
контролируют объемы и сроки текущих процессов и передают эти сведения далее
для интерпретации. Логистическая система предъявляет
к своей «измерительной» сети следующие требования:
• быстрый и надежный, ручной или автоматизированный
сбор данных о транспортных средствах и средствах производства;
• структурирование внутрипроизводственной информационной
системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную
информацию о ходе производственных процессов по каждому из участков.
реализация Используемые методы управления Внутрипроизводственное снабжение
Рис. 3. Структура системы снабжения, управления и
реализации производственных функций фирмы
Таким образом, управление транспортом в целом, а также
функциями создания промежуточных запасов и складирование (в смысле системы материального
обеспечения) может быть централизовано, причем полностью автоматические
технологические элементы (высотные склады, безмашинные
транспортные системы, манипуляционные системы) интегрируются в общий процесс с
помощью единых интерфейсов. В ряде случаев на производстве отдельных компаний
после выполнения мероприятий по организации сетей информационной логистики и их
автоматизации не получают сколько-нибудь значительного эффекта. Как правило,
это происходит там, где современным принципам логистического
подхода не соответствует организационная структура принятия стратегических
решений. Это еще раз доказывает, что организация логистических
цепей является комплексной задачей, требующей своего решения на всех уровнях
руководства компанией.
Так как качество планирования растет вместе с ростом
полноты информации и скорости обработки данных, внутренняя структура
производственных систем материального обеспечения последовательно оснащается
пунктами управления, снабженными мощными вычислительными машинами, которые
объединяются в единую сеть. Связь таких пунктов управления с окружающей их
средой через интерфейсы вычислительных машин и системы беспроводной связи
представлена на рис.4.
Рис.4.
Пример организации связи пункта управления материальным
обеспечением
производства
Система
сбора производственных данных — важный
компонент бездокументного информационного потока.
Вместе с тем, для сферы стратегического управления производством только такой
сбор данных, ориентированный на получение сведений о его состоянии (объемы,
времена, пункты), уже недостаточен. Требуется оценка этой информации для обеспечения
возможных административных реакций, вытекающих из сравнения заданных целевых и
параметрических систем предприятия.
Принципиальная
схема автоматизированного материального и информационного потока
производственной компании, включающая прохождение управляющих импульсов заказа
до сбыта, может быть описана следующим образом. Организационная структура
компании, занимающаяся планированием и управлением сбытом (УС), принимает заказы
на поставку продукции фирмы. С помощью исполнительных систем (компьютеризованные
конторы) заказы обрабатываются, учитываются и регистрируются с помощью введения
текста в персональные компьютеры и его обработки. Затем заказы передаются в сферу
разработок и далее — в систему
планирования и управления разработками. Осуществление конструкторских проработок
по полученному заказу берет на себя система автоматического проектирования.
По мере конструирования заказанного изделия оформляются запросы на необходимое для изготовления сырье, материалы и узлы. Все отсутствующее на складах компании заказывается у поставщиков. По мере необходимости детали и материалы передаются в производство. Управление процессами осуществляется с помощью систем управления закупками и складированием. Техническое исполнение передачи предметов снабжения в зону производства берут на себя автоматизированные системы складирования, включенные в структуру автоматизированного производства.
4.
Совершенствование управления информационными
логистическими потоками
Современные
тенденции управления информационными потоками состоят в замене бумажных
перевозочных документов электронными.
При
бездокументной технологии традиционные методы
выполнения грузовых и коммерческих операций на станциях отправления, прибытия
и в пути следования стали анахронизмом —
они являются барьером на пути создания принципиально новых технологий
перевозочного процесса.
К
сожалению, в отечественной практике предпринимаемые попытки упрощения перевозочных
документов, расчетов грузовых тарифов, системы взаимных расчетов за перевозки
между отправителями, получателями и транспортными организациями не имеют системы
и не обеспечены техническими средствами.
Естественно,
при разработке новой технологии необходимо ориентироваться не только на
существующие технические средства автоматизации, но и учитывать дальнейшие перспективы
их развития, что отмечали ряд экономистов. Технической базой создания прогрессивных
технологий и построения транспортной логистической
системы является:
> многопроцессорные ЭВМ, мини-
и макро- ЭВМ пятого поколения;
> каналы связи;
> оснащение персональными компьютерами должностных лиц
грузовых станций.
Помимо
применения прогрессивной технической базы, при создании принципиально новой
технологии необходимо осуществить комплекс следующих организационно-технологических
мероприятий:
> разработать унифицированную для всех видов транспорта
систему кодирования грузов, грузоотправителей и грузополучателей, вагонов и других
транспортных средств, а также железнодорожных станций, портов, автостанций. Все
виды информации на грузовых единицах, включая отправительскую и железнодорожную
маркировку, должны наноситься способом, удобным для автоматического считывания
современными устройствами распознавания образцов;
> построить банки данных из нормативно-справочной и
оперативной информации в ВС станции, ИВЦ и ГВЦ, которые
содержат всю информацию, необходимую для решения задач автоматизации грузовых
и коммерческих операций слежения и розыска грузов в границах станции, дорог и
железнодорожной сети.
Основная
цель разработки перспективной принципиально новой технологии — полностью автоматизировать процессы приема,
розыска и учета грузов, слежение за их движением на всех этапах процесса
перевозок, в том числе на фазах обслуживания материальных потоков грузовой станции
практически без бумажных документов. В результате упразднения
работы по оформлению перевозочных документов и канцелярских отчетов существенно
упрощается процедура приема и выдачи грузов, отпадает множество операций, в том
числе составление комплекса перевозочных документов и вагонного места; визирование
в накладной в форме разрешения на перевозочном документе; оформление накладной
после приема грузов к перевозке приемосдатчиком; заполнение книги приема груза
к отправлению; ведение ведомостей подачи и уборки вагонов и безномерного учета; составление финансовых отчетов;
регистрация прибывших грузов в станционном технологическом центре и товарной
конторе; составление оперативной отчетности о погрузке и выгрузке грузов; составление
декадных заявок и декадных приказов заданий на погрузку грузов; составление
банковских и финансовых документов при централизованных расчетах за перевозки;
ведение архива грузовой станции и др.
Главный
принцип бездокументной технологии грузовой и
коммерческой работы при осуществлении перевозочного процесса состоит в том, что
с момента поступления грузов на железную дорогу, до момента выдачи, вся необходимая
информация находится в памяти ЭВМ.
Процесс
перемещения грузов по железной дороге моделируется движением данных по
массивам памяти на станциях отправления, назначения, сортировочных станциях в
ИВЦ и ГВЦ МПС, т.е. строится глобальная динамическая модель движения
материального потока.
Динамическая информационная модель в начале строится
на станции отправления с передачей данных в ИВЦ дороги отправление (см. рис.5). При передаче груза на станцию назначения формируется
информационная модель его переработки в РЦ станции по элементам технологического
процесса. Помимо этого, в ГВЦ строится динамическая информационная модель по элементам
транспортной сети для дорог, сортировочных и грузовых станций. Исходя из этого,
идея бездокументной технологии состоит в обеспечении
синхронизации процессов перемещения грузов по транспортной сети и данных о
грузе в динамической информационной модели, что отвечает идеям логистики. Бездоку-ментная технология обслуживания материальных потоков
и сопровождающих информационных потоков проводится следующим образом.
Заявка
на перевозку груза в виде запроса передается отправителем по каналам связи ВЦ
станции. При получении визы на перевозку в памяти ЭВМ записывается информация
о грузе. Движение информации по мере обслуживания материального потока на
грузовой станции может осуществляться по принципу «сдвигающего регистра».
Груз
доставляется на транспортно-складской комплекс. После его приема и размещения в
зоне хранения информация о грузе вновь передается оператором в ВЦ станции,
сравнивается с записями и при их совпадении поступает в следующий массив памяти — «Ожидание погрузки». С этого момента начинается
электронный материальный учет принятого груза. Сигнал об изменении состояния
груза передается в ЭВМ в виде кода. Дополнительная информация при приеме
груза, автоматически считывается с маркировки, нанесенной на груз в виде
штрихового кода.
Все погруэочно-разгрузочные и складские операции выполняются на транспортно-складском комплексе (ТСК) автоматически. Линейно-штриховой код позволяет осуществить автоматическое адресование грузов по секциям и ячейкам зоны хранения.
Рис.5. Динамическая информационная модель бездокументной технологии при приеме груза
В
момент начала погрузки в ЭВМ поступает сигнал и
информация о грузе передается из массива памяти «Ожидание погрузки» в массив
«Погрузка». По сигналу завершения
погрузки данные передаются из массива «Погрузка» в массив «Ожидание уборки». Автоматическое
устройство считывает шифр-номер вагона и информация
через посредство видеотерминала одновременно с сигналом об окончании погрузки
передается в ЭВМ. Она дополняет информацию, ранее записанную в памяти. Если в
вагон погружены мелкие отправки, то информация содержит перечень всех грузов, находящихся
в вагоне, и является бездокументным аналогом
вагонного места.
По
сигналу об окончании уборки вагонов, поступившему от машиниста маневрового
локомотива, информация о вагоне и грузе передается из массива «Ожидание уборки»
в массив «Ожидание формирования». Здесь сигнал представляет номер вагона.
В
итоге всей описанной процедуры завершается материальный учет грузов на ТСК.
При выполнении операции по прямому варианту адресование
грузов производится непосредственно из вагонов в автомобили
по кратчайшему пути в соответствии с программой, которая отрабатывается
ЭВМ. После завершения формирования поезда от бригады маневрового локомотива
поступает в ЭВМ сигнал, по которому передается информация о грузе в следующий
массив памяти «Ожидание отправления». После отправления состава, в котором
находится вагон с принятым грузов, завершается бездокументный
учет принятой отправки в ВЦ станции. Информация о нем стирается в оперативной
памяти ЭВМ, но ее содержание переносится на долговременные носителя информации,
которые хранятся в архиве станции.
Если груз принимается на станции, где отсутствует ВЦ, то вся информация о последовательный стадиях обработки груза передается через интеллектуальный терминал в ВЦ коллективного пользования опорой грузовой станции. Моменты приема и отправления груза на станции погрузки и основные данные об отправке также передаются в ИВЦ дороги отправления и ГВЦ. Здесь формируется обобщенная информационная модель, характеризующая состояние груза на отдельных этапах перевозочного процесса.
Для
осуществления принципов бездокументной технологии
необходимо решить следующие задачи:
* реконструировать существующие правовые
нормы, связанные с упразднением перевозочных и других документов, имеющих в
настоящее время важное юридическое значение.
* выполнять эргономические и психологические исследования
деятельности должностных лиц, которые были традиционно связаны с документированием
перевозок и будут работать в условиях полной автоматизации и постоянного
диалога с ЭВМ.
*
разработать рациональную помехоустойчивую унифицированную систему кодирования
вагонов, грузов, грузополучателей, грузоотправителей, производственных
объектов — элементов транспортной сети — с учетом минимальной избыточности этой
системы;
* построить
структуру машиночитаемого кода, наносимого на грузы и вагоны, для автоматического
считывания информации.
Важность
информационной логистической системы
прежде всего заключается в том, что на ней базируется подсистема управления
организацией соответствующего уровня. И от степени наполнения информационной
системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы
управления в целом.
Благодаря
функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается
выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре
уровня «лестницы целей» организации (естественно, для достижения целей каждого
уровня необходима определенная информация). Соответственно информационную структуру
организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды (рис. 6).
Самый
низкий уровень пирамиды относится к отдельным сделкам и запросам. Примеры этих
действий: запросы заказа, обработка заказа, определение путей транспортировки,
видов транспорта и т. д. Скорость информационного потока очень важна. Действующий
персонал — непосредственные исполнители
(клерки). Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией,
необходимой для успешного оперативного управления фирмой, основную часть
менеджеров.
Рис. 6.
Информационная пирамида организации
Достижение
целей среднего уровня управления возможно при использовании информации,
предназначаемой для тактического управления. Стратегическое управление — это высший уровень управления, и
осуществляется оно высшим руководством организации, а тактические планы и
решения по ним принимают руководители среднего звена. Так как тактические
планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, детализируя и
развивая их основные направления на более короткий период времени, естественно,
и информация, необходимая для принятия решений по их выполнению, отличается от
информации первого и второго уровней пирамиды.
Рис. 7. Взаимосвязь стратегического управления с
основными потоками информационной логистической
системы организации
Концепция
логистики и стратегические цели организации направлены на: а) достижение с
минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющимся условиям
рынка; б) повышение доли компании на рынке; в) получение конкурентных
преимуществ. Поэтому подсистема стратегического управления органично связана с
основными потоками информационной логистической
системы организации (рис.7).
Контрольные
вопросы
1.
Постройте схему организации информационной логистической сети на производстве и прокомментируйте ее
структуру.
2.
Приведите пример связи информационных пунктов
управления с внешней средой.
3.
Приведите пример информационной пирамиды организации.