Тема 2. Информационная логистика

Вопросы:

1.     Информационные системы в логистике

2.     Виды информационных логистических систем и принципы их построения

3.     Инфраструктурные системы, обеспечивающие движение информационных логистических потоков

4.     Совершенствование управления информационными логистическими потоками

Литература:

1.     Логистика: Учебник/ Под ред. Б.А. Аникина – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с.

2.     Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 251 с.

3.     Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: Маркетинг, 1998. – 228 с.

4.     Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.

1.     Информационные системы в логистике

    Информационные системы в логистике предполагают быструю адекватную реакцию на требование рынка, слежением за временем доставки, оптимизацию функций в цепях качественной доставки и своевременного снабжения и другое. Однако, при реализация очевидных преимуществ качественного информационного обеспечения логистичес­ких процессов возникают проблемы:

отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит не точный, не оперативный и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной по­лученной информации;

слабое развитие коммуникационных сетей по струк­туре и техническому уровню для информационных сис­тем обслуживающих ЭВМ и отсутствие информационного взаимодействия между поставщиками-производителями и покупателями-потребителями;

отсутствие технических средств информационного обеспечения на предприятиях;

отсутствие единой межнациональной коммуникаци­онной информационной системы, которая была бы способ­на передавать информацию о материальных потоках и осу­ществлять контроль за их движением.

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающи­еся с отслеживания оперативных требований заказчиков (пред­ставляющих чисто стохастическую величину), распростра­няющиеся через распределение и производство до постав­щиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.

1. Информационные системы для принятия долгосроч­ных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для со­здания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

2. Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так на­зываемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логисти­ческих систем. Речь идет, например, о распоряжении (дис­позиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными по­ставками, запуске заказов в производство. Некоторые за­дачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные дан­ные. Дипозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

3. Информационные системы для исполнения повсед­невных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административ­ном и оперативном уровнях управления, но иногда содер­жат также некоторые элементы краткосрочной диспози­ции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большин­стве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, напри­мер, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управ­лении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции инфор­мационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Создание информационных систем требует системного мышления. Структура логистической системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, инфор­мационные системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.

Вертикальная интеграция связь плановых, диспозитивных и исполнительных систем. Под горизонтальной интеграцией понимается связь отдельных комплексов за­дач в диспозитивных и исполнительных системах. Глав­ную роль во всей архитектуре логистических систем игра­ют диспозитивные системы, которые определяют требова­ния к соответствующих исполнительным системам.

Для построения логистических информационных сис­тем на базе ЭВМ важны следующие принципы:

нужно стремиться к модулярной структуре систем как в аппаратном оборудовании, так и в программном обес­печении;

надо обеспечить возможность поэтапного создания системы;

   очень важным является четкое установление мест стыка;

нужно обеспечить гибкость системы с точки зрения специфических требований конкретного применения;

ведущую роль играет приемлемость системы для пользователя диалога «человек-машина».

Стратегическое планирование информационной систе­мы включает следующие шаги:

определение подразделений предприятия, которые будут включены в интегрированную информационную си­стему (также с учетом перспективы);

грубый проект функциональных областей информа­ционной системы и соотношений между ними;

определение важных для работы предприятия объектов (заказчики, поставщики материалов, деталей и т.п.) и их отображение в информационной системе (это наиболее слож­ная задача стратегического планирования, тесно связанная с предыдущим шагом);

определение возможностей использования функцио­нальных областей системы в различных подразделениях предприятия и оценка ожидаемого эффекта;

установление правил для архитектуры и техничес­кой реализации подсистем и соединяющих звеньев, созда­ваемых собственными силами;

установление общих, независимых от функций пра­вил и форматов для передачи данных между функциональ­ными областями информационной системы;

установление параметров для вычислительной тех­ники (аппаратное оборудование, операционная система, си­стема управления данными, иерархические уровни ЭВМ, тех­нические методы передачи);

разработка проекта реализации (приоритеты, сроки и т.д.).

Стратегический общий план создается в течение несколь­ких месяцев. Необходима его ежегодная актуализация с учетом нового опыта реализации отдельных проектов, из­менений в рыночной среде и дальнейшего развития ин­формационной техники.

Для создания стратегического общего плана рекомен­дуется образование немногочисленной группы специалис­тов по информатике и сотрудников пользовательских подразделений. Решающей предпосылкой успешной рабо­ты такой группы является поддержка руководства пред­приятия; оно формулирует цели и контролирует ход ра­бот.

Ситуативное действие означает быстрое реагирование на внешние события (например, на изменения на рынке, технические новшества, организационные или персональ­ные изменения на предприятии), т.е. начало работы над соответствующим проектом. Решение принимается на ос­нове ситуации в настоящий момент, оно не зависит от дол­госрочного планирования. Однако в благоприятном слу­чае можно сформулировать проект так, чтобы он покрыл предусмотренную в стратегическом плане функциональ­ную область, или в худшем случае включить новый проект в общий план.

Ситуативное действие также подразумевает проверку появившегося на рынке нового стандартного программно­го обеспечения на совместимость, со стратегическим об­щим планом и на его применимость без учета предусмот­ренных в плане приоритетов.

2.     Виды информационных логистических си­стем и принципы их

построения

    Логистические информационные системы подразделя­ются на три группы:

плановые; 

диспозитивные (или диспетчерские);

исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональны­ми, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональ­ные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми сво­ими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных, информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы со­здаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных, решении стратегическо­го характера. Среди решаемых задач могут быть следую­щие:

создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

управление условно-постоянными, т.е. малоизменя­ющимися данными;

планирование производства;

общее управление запасами;

управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти систе­мы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистичес­ких систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

детальное управление запасами (местами складиро­вания);

распоряжение внутрискладским (или внутризаводс­ким) транспортом;

отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создают­ся на уровне административного или оперативного управ­ления. Обработка информации в этих системах произво­дится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном мас­штабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент време­ни и своевременно выдавать соответствующие админист­ративные и управляющие воздействия на объект управле­ния. Этими системами могут решаться разнообразные за­дачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.

В соответствии с принципами системного подхода лю­бая система сначала должна исследоваться во взаимоотно­шении с внешней средой, а уж затем внутри своей структу­ры. Этот принцип последовательного продвижения по эта­пам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (см. рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Уровни охвата логистических процессов информационными системами

 

 Первый уровень рабочее место, на котором осуществ­ляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. гру­зовая единица, деталь или любой другой элемент матери­ального потока.

Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень система транспортирования и пере­мещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья постав­щиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются зада­чи, связывающие логистическую систему с совокупным ма­териальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт производство снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выда­чей необходимых требований в систему материально-тех­нического обеспечения предприятия. Этим плановые сис­темы как бы «ввязывают» логистическую систему во вне­шнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализи­руют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информацион­ные системы, относящиеся к различным группам, интегри­руются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между пла­новой, диспозитивной и исполнительной системами посред­ством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и испол­нительных системах посредством горизонтальных инфор­мационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информаци­онных систем заключается в следующем:

возрастает скорость обмена информацией;

уменьшается количество ошибок в учете;

уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

   совмещаются разрозненные информационные блоки.

 При построении логистических информационных сис­тем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные прин­ципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифи­цированный функциональный узел радиоэлектронной ап­паратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать уни­фицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную фун­кцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных мо­дулей позволит:

обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управле­нии;

повысить эффективность функционирования логис­тических информационных систем;

снизить их стоимость;

ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания систе­мы. Логистические информационные системы, построенные на базе современных электронных систем, как и другие ав­томатизированные системы управления, являются посто­янно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информа­ционной системой функций и количества решаемых за­дач. При этом следует иметь ввиду, что, определение эта­пов создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие ло­гистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. «В мес­тах стыка материальный и информационный поток пере­ходит через границы правомочия и ответственности отдель­ных подразделений предприятия или через границы само­стоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных за­дач логистики».

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфи­ческих требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек машина».

3.     Инфраструктурные системы, обеспечива­ющие движение

информацион­ных логистических потоков

Информационный поток это совокупность циркули­рующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Инфор­мационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Существуют следующие виды информационных пото­ков (рис.2):

в зависимости от вида связываемых потоком сис­тем: горизонтальный и вертикальный;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2. Виды информационных потоков в логистике

 

в зависимости от места прохождения: внешний и внут­ренний;

в зависимости от направления по отношению к логи­стической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материаль­ный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

опережающий информационный поток в прямом на­правлении это предварительные сообщения о предстоя­щем прибытии груза;

одновременно с материальным потоком идет инфор­мация в прямом направлении о количественных и каче­ственных параметрах материального потока;

вслед за материальным потоком во встречном на­правлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материально­го потока.

Управлять информационным потоком можно следую­щим образом:

изменяя направление потока;

ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством об­рабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята дво­ичная единица бит.

Реалии отечественной хозяйственной практики свиде­тельствуют о необходимости создания информационной инфраструктуры, которая позволила бы собирать, органи­зовывать и транспортировать информацию в соответствии с поставленными целями. Наличие инфраструктуры позволит осуществить комплекс работ по оперативной идентифика­ции, стандартизации источников информации, ее обработ­ки и передачи. Это вполне достижимо путем создания ком­пьютерной сети охватывающей сферы производства, потреб­ления и обращения.

В «традиционной» и уже отходящей на второй план в развитых странах концепции организации материально-технического снабжения функции собственно снабжения (закупок) всегда были отделены от функций производства, складирования, маркетинга и сбыта. Они подчиняются раз­ным структурам управления (соответственно: коммерчес­кой, производственной и сбытовой) и слабо связаны между собой (такая связь обнаруживается и то эпизодическилишь на уровне генерального управления фирмой иди пред­приятием). Это приводит к глубокому разделению задач названных служб (в этом отношении данная система на­поминает отечественную схему организации снабжения предприятий).

Следствием такой организации является положение, когда задачи управления транспортом, складированием и мате­риальными потоками решаются недостаточно, так как они находятся в компетенции конкретных подразделений, ко­торые в рамках крупных предприятий больше конкуриру­ют между собой за фонды и место в иерархии, чем подчиняются единой системе ценностей и целей. Это видно из анализа деятельности производства, которое стремится ис­пользовать собственное складское хозяйство с соответству­ющими резервными запасами и противостоять непрерыв­ному давлению системы рынков на производство. Задачи сбыта приводят к необходимости ориентации на потреби­телей, а следовательно, степень готовности к поставкам продукции на рынок становится критерием оценки эф­фективности управления.

Рассмотренная система организации может возникать и работать в условиях рыночной экономики, когда слож­ность задач снабжения и транспортировки невысока и когда затраты, связанные с решением этдх задач, относительно низки, а влияние услуг, предоставляемых системой снаб­жения, складирования и транспорта сравнительно невели­ко. Слабая взаимосвязь отдельных сфер деятельности при неизбежных ошибках их согласования ведет к завышению складских запасов и оборотных фондов, диспропорции про­изводственных мощностей, неполноте исходной информа­ции при принятии альтернативных решений типа «произ­водить или покупать», а также к неравноценной загрузке отдельных производственных линий.

Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, который связыва­ет снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управ­ление всеми процессами движения и складирования ре­альных товаров на предприятии, позволяя обеспечит сво­евременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качестве из точки из возник­новения в точку потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Для этого система материаль­ного обеспечения производства подвергается общей иерар­хической структуризации. Подзадачи материального обес­печения: транспортировка, перегрузка, складирование и распределение выполняются с помощью существенно автоматизированных функциональных элементов. Комби­нация этих элементов в подсистеме образует сетевую струк­туру, которая представляет подобласти материального обес­печения производства.

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные процессы. Эта проблема реша­ется путем создания соответствующего информационного базиса. Сюда относятся «актуальные обзоры» фондов (на­личие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания и простоев, соблю­дения сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов и передают эти сведе­ния далее для интерпретации. Логистическая система предъявляет к своей «измерительной» сети следующие требования:

быстрый и надежный, ручной или автоматизирован­ный сбор данных о транспортных средствах и средствах производства;

структурирование внутрипроизводственной информа­ционной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому из участков.

 

 

 

 

 

 

реализация

 

Используемые методы управления

 

Внутрипроизводственное снабжение

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. Структура системы снабжения, управления и реализации производственных функций фирмы

 

Таким образом, управление транспортом в целом, а так­же функциями создания промежуточных запасов и скла­дирование (в смысле системы материального обеспечения) может быть централизовано, причем полностью автомати­ческие технологические элементы (высотные склады, без­машинные транспортные системы, манипуляционные сис­темы) интегрируются в общий процесс с помощью единых интерфейсов. В ряде случаев на производстве отдельных компаний после выполнения мероприятий по организации сетей информационной логистики и их автоматизации не получают сколько-нибудь значительного эффекта. Как правило, это происходит там, где современным принципам логистического подхода не соответствует организационная структура принятия стратегических решений. Это еще раз доказывает, что организация логистических цепей являет­ся комплексной задачей, требующей своего решения на всех уровнях руководства компанией.

Так как качество планирования растет вместе с ростом полноты информации и скорости обработки данных, внут­ренняя структура производственных систем материально­го обеспечения последовательно оснащается пунктами уп­равления, снабженными мощными вычислительными ма­шинами, которые объединяются в единую сеть. Связь таких пунктов управления с окружающей их средой через интерфейсы вычислительных машин и системы беспроводной связи представлена на рис.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.4. Пример организации связи пункта управления материальным

обеспечением производства

 

Система сбора производственных данных важный ком­понент бездокументного информационного потока. Вместе с тем, для сферы стратегического управления производством только такой сбор данных, ориентированный на получение сведений о его состоянии (объемы, времена, пункты), уже недостаточен. Требуется оценка этой информации для обес­печения возможных административных реакций, вытека­ющих из сравнения заданных целевых и параметрических систем предприятия.

Принципиальная схема автоматизированного материаль­ного и информационного потока производственной компа­нии, включающая прохождение управляющих импульсов заказа до сбыта, может быть описана следующим образом. Организационная структура компании, занимающаяся пла­нированием и управлением сбытом (УС), принимает зака­зы на поставку продукции фирмы. С помощью исполни­тельных систем (компьютеризованные конторы) заказы об­рабатываются, учитываются и регистрируются с помощью введения текста в персональные компьютеры и его обра­ботки. Затем заказы передаются в сферу разработок и да­лее в систему планирования и управления разработка­ми. Осуществление конструкторских проработок по полу­ченному заказу берет на себя система автоматического проектирования.

По мере конструирования заказанного изделия оформ­ляются запросы на необходимое для изготовления сырье, материалы и узлы. Все отсутствующее на складах компании заказывается у поставщиков. По мере необходимости детали и материалы передаются в производство. Управление про­цессами осуществляется с помощью систем управления закупками и складированием. Техническое исполнение пе­редачи предметов снабжения в зону производства берут на себя автоматизированные системы складирования, вклю­ченные в структуру автоматизированного производства.

4.     Совершенствование управления информа­ционными

логистическими потоками

Современные тенденции управления информационны­ми потоками состоят в замене бумажных перевозочных документов электронными.

При бездокументной технологии традиционные методы выполнения грузовых и коммерческих операций на стан­циях отправления, прибытия и в пути следования стали анахронизмом они являются барьером на пути созда­ния принципиально новых технологий перевозочного про­цесса.

К сожалению, в отечественной практике предпринимае­мые попытки упрощения перевозочных документов, расче­тов грузовых тарифов, системы взаимных расчетов за пере­возки между отправителями, получателями и транспорт­ными организациями не имеют системы и не обеспечены техническими средствами.

Естественно, при разработке новой технологии необхо­димо ориентироваться не только на существующие техни­ческие средства автоматизации, но и учитывать дальней­шие перспективы их развития, что отмечали ряд экономистов. Технической базой создания прогрессивных техно­логий и построения транспортной логистической системы является:

> многопроцессорные ЭВМ, мини- и макро- ЭВМ пятого поколения;

> каналы связи;

> оснащение персональными компьютерами должност­ных лиц грузовых станций.

Помимо применения прогрессивной технической базы, при создании принципиально новой технологии необходи­мо осуществить комплекс следующих организационно-тех­нологических мероприятий:

> разработать унифицированную для всех видов транс­порта систему кодирования грузов, грузоотправителей и гру­зополучателей, вагонов и других транспортных средств, а также железнодорожных станций, портов, автостанций. Все виды информации на грузовых единицах, включая отправительс­кую и железнодорожную маркировку, должны наноситься способом, удобным для автоматического считывания совре­менными устройствами распознавания образцов;

> построить банки данных из нормативно-справочной и оперативной информации в ВС станции, ИВЦ и ГВЦ, ко­торые содержат всю информацию, необходимую для реше­ния задач автоматизации грузовых и коммерческих опе­раций слежения и розыска грузов в границах станции, до­рог и железнодорожной сети.

Основная цель разработки перспективной принципиально новой технологии полностью автоматизировать процес­сы приема, розыска и учета грузов, слежение за их движе­нием на всех этапах процесса перевозок, в том числе на фазах обслуживания материальных потоков грузовой стан­ции практически без бумажных документов. В результате упразднения работы по оформлению перевозочных доку­ментов и канцелярских отчетов существенно упрощается процедура приема и выдачи грузов, отпадает множество операций, в том числе составление комплекса перевозоч­ных документов и вагонного места; визирование в наклад­ной в форме разрешения на перевозочном документе; офор­мление накладной после приема грузов к перевозке приемосдатчиком; заполнение книги приема груза к отправлению; ведение ведомостей подачи и уборки ваго­нов и безномерного учета; составление финансовых отче­тов; регистрация прибывших грузов в станционном технологическом центре и товарной конторе; составление оперативной отчетности о погрузке и выгрузке грузов; со­ставление декадных заявок и декадных приказов заданий на погрузку грузов; составление банковских и финансо­вых документов при централизованных расчетах за пере­возки; ведение архива грузовой станции и др.

Главный принцип бездокументной технологии грузовой и коммерческой работы при осуществлении перевозочного процесса состоит в том, что с момента поступления грузов на железную дорогу, до момента выдачи, вся необходимая информация находится в памяти ЭВМ.

Процесс перемещения грузов по железной дороге моде­лируется движением данных по массивам памяти на стан­циях отправления, назначения, сортировочных станциях в ИВЦ и ГВЦ МПС, т.е. строится глобальная динамическая модель движения материального потока.

Динамическая информационная модель в начале стро­ится на станции отправления с передачей данных в ИВЦ дороги отправление (см. рис.5). При передаче груза на стан­цию назначения формируется информационная модель его переработки в РЦ станции по элементам технологическо­го процесса. Помимо этого, в ГВЦ строится динамическая информационная модель по элементам транспортной сети для дорог, сортировочных и грузовых станций. Исходя из этого, идея бездокументной технологии состоит в обеспече­нии синхронизации процессов перемещения грузов по транс­портной сети и данных о грузе в динамической информа­ционной модели, что отвечает идеям логистики. Бездоку-ментная технология обслуживания материальных потоков и сопровождающих информационных потоков проводится следующим образом.

Заявка на перевозку груза в виде запроса передается отправителем по каналам связи ВЦ станции. При получе­нии визы на перевозку в памяти ЭВМ записывается ин­формация о грузе. Движение информации по мере обслу­живания материального потока на грузовой станции мо­жет осуществляться по принципу «сдвигающего регистра».

Груз доставляется на транспортно-складской комплекс. После его приема и размещения в зоне хранения информа­ция о грузе вновь передается оператором в ВЦ станции, сравнивается с записями и при их совпадении поступает в следующий массив памяти «Ожидание погрузки». С этого момента начинается электронный материальный учет при­нятого груза. Сигнал об изменении состояния груза пере­дается в ЭВМ в виде кода. Дополнительная информация при приеме груза, автоматически считывается с маркиров­ки, нанесенной на груз в виде штрихового кода.

Все погруэочно-разгрузочные и складские операции выполняются на транспортно-складском комплексе (ТСК) автоматически. Линейно-штриховой код позволяет осуще­ствить автоматическое адресование грузов по секциям и ячейкам зоны хранения.

Рис.5. Динамическая информационная модель бездокументной технологии при приеме груза

 

 

 

 

В момент начала погрузки в ЭВМ поступает сигнал и информация о грузе передается из массива памяти «Ожи­дание погрузки» в массив «Погрузка». По сигналу завер­шения погрузки данные передаются из массива «Погруз­ка» в массив «Ожидание уборки». Автоматическое устрой­ство считывает шифр-номер вагона и информация через посредство видеотерминала одновременно с сигналом об окончании погрузки передается в ЭВМ. Она дополняет информацию, ранее записанную в памяти. Если в вагон погружены мелкие отправки, то информация содержит перечень всех грузов, находящихся в вагоне, и является бездокументным аналогом вагонного места.

По сигналу об окончании уборки вагонов, поступивше­му от машиниста маневрового локомотива, информация о вагоне и грузе передается из массива «Ожидание уборки» в массив «Ожидание формирования». Здесь сигнал пред­ставляет номер вагона.

В итоге всей описанной процедуры завершается мате­риальный учет грузов на ТСК. При выполнении операции по прямому варианту адресование грузов производится непосредственно из вагонов в автомобили по кратчайшему пути в соответствии с программой, которая отрабатывается ЭВМ. После завершения формирования поезда от бригады маневрового локомотива поступает в ЭВМ сигнал, по кото­рому передается информация о грузе в следующий массив памяти «Ожидание отправления». После отправления со­става, в котором находится вагон с принятым грузов, за­вершается бездокументный учет принятой отправки в ВЦ станции. Информация о нем стирается в оперативной па­мяти ЭВМ, но ее содержание переносится на долговремен­ные носителя информации, которые хранятся в архиве стан­ции.

Если груз принимается на станции, где отсутствует ВЦ, то вся информация о последовательный стадиях обработ­ки груза передается через интеллектуальный терминал в ВЦ коллективного пользования опорой грузовой станции. Моменты приема и отправления груза на станции погруз­ки и основные данные об отправке также передаются в ИВЦ дороги отправления и ГВЦ. Здесь формируется обоб­щенная информационная модель, характеризующая состо­яние груза на отдельных этапах перевозочного процесса.

Для осуществления принципов бездокументной техно­логии необходимо решить следующие задачи:

 * реконструировать существующие правовые нормы, связанные с упразднением перевозочных и других доку­ментов, имеющих в настоящее время важное юридическое значение.

* выполнять эргономические и психологические иссле­дования деятельности должностных лиц, которые были традиционно связаны с документированием перевозок и будут работать в условиях полной автоматизации и посто­янного диалога с ЭВМ.

* разработать рациональную помехоустойчивую унифи­цированную систему кодирования вагонов, грузов, грузопо­лучателей, грузоотправителей, производственных объектовэлементов транспортной сети с учетом минимальной избыточности этой системы;

* построить структуру машиночитаемого кода, наноси­мого на грузы и вагоны, для автоматического считывания информации.

Важность информационной логистической системы прежде всего заключается в том, что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. И от степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информа­ции зависит эффективность системы управления в целом.

Благодаря функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня «лестницы целей» организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация). Соответственно информа­ционную структуру организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды (рис. 6).

Самый низкий уровень пирамиды относится к отдельным сдел­кам и запросам. Примеры этих действий: запросы заказа, обработка заказа, определение путей транспортировки, видов транспорта и т. д. Скорость информационного потока очень важна. Действующий персонал непосредственные исполнители (клерки). Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного оперативного управления фирмой, ос­новную часть менеджеров.

Рис. 6. Информационная пирамида организации

 

Достижение целей среднего уровня управления возможно при использовании информации, предназначаемой для тактического уп­равления. Стратегическое управление это высший уровень управ­ления, и осуществляется оно высшим руководством организации, а тактические планы и решения по ним принимают руководи­тели среднего звена. Так как тактические планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, детализируя и разви­вая их основные направления на более короткий период времени, естественно, и информация, необходимая для принятия решений по их выполнению, отличается от информации первого и второго уров­ней пирамиды.

 


Рис. 7. Взаимосвязь стратегического управления с основными потоками информационной логистической системы организации

 

Концепция логистики и стратегические цели организации на­правлены на: а) достижение с минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющимся условиям рынка; б) повышение доли компании на рынке; в) получение конкурентных преимуществ. Поэтому подсистема стратегического управления органично связана с основными потоками информационной логистической системы организации (рис.7).

 

Контрольные вопросы

1.     Постройте схему организации информационной логистической сети на производстве и прокомментируйте ее структуру.

2.     Приведите пример связи информационных пунктов управления с внешней средой.

3.     Приведите пример информационной пирамиды организации.

 

Hosted by uCoz