Тема 1. Концепция логистики
Лекция 1. Понятийный аппарат логистики и факторы ее
развития
Вопросы:
1.
Определение,
задачи и функции логистики
2.
Факторы
развития логистики
3.
Уровни
развития логистики
4.
Основные
требования логистики
Литература:
1.
Логистика:
Учебник/ Под ред. Б.А. Аникина – М.: ИНФРА-М, 2000. – 352 с.
2.
Родников
А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 251 с.
3.
Гаджинский
А.М. Логистика: Учебник. – М.: Маркетинг, 1998. – 228 с.
1. Определение, задачи и функции логистики
В
последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные
преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и
технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Логистика
происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в
прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек
отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые
носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов
питания. В первом тысячелетии нашей эры в
военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению
вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во
времена византийского царя Леона VI (865—912
гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии,
снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта
военного похода.
По
мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского
военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики:
«практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает
не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление
и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов,
дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались
армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX
века.
Логистика
стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего, в
материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных
действий. Четкое взаимодействие военной
промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило
своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками
вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых
количествах.
Вот почему во многих западных странах
логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в
экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций,
математическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала
переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она
оформилась как новый вид теории о реализации управления движением
товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким
образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период
экономического кризиса 1930-х годов идеи интеграции снаб-женческо-производственно-распределительных
систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем,
производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму
хозяйственной практики — логистику.
В
предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные
специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики.
Одно из них связано с функциональным подходом к
товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые
необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое
направление характеризуется более широким подходом: помимо
управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и
потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а
также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В
рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок.
Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых
рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие,
экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению
материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание
на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, — это планирование, управление и контроль поступающего
на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной
продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие
специалисты в исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение
экономической стороне логистики и трактуют ее как
«...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими
затратами необходимого количества продукции в установленное время и в
установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной
продукции». К справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских
фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия
с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения
материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья
и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых
изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.
Некоторые определения логистики отражают
как управленческий, гак и экономический аспекты.
Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы
планирования и контроля снижения материальных ценностей с сокращением затрат на
их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается
ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики
исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с
движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте
с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной
продукции потребителю.
В
других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих
внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих
случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка,
погрузка-выгрузка, складирование и т, д. Обобщая вышеизложенные определения
логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными
потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными
издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.
Разумеется,
в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее
стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики — возможность влиять на стратегию корпорации и
на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т.е. на ее конечные
цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению
логистики.
Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как М. Портер, Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения, и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Приверженцами расширительного толкования логистики являются
и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье,
которые подразумевают под ней «способы и методы координации отношений фирмы с
партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией
предложения... способ организации деятельности предприятия, позволяющий
объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью
оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой
для реализации своих экономических целей». Э.
Мате и Д. Тиксье считают,
что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных
областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет
собой важный фактор разработки общей политики фирмы». К сторонникам
расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон
и Дж. Уайтхэд. По их мнению,
логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование
производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.
Из
приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она представляет
собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из
основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого
может служить создание на ряде фирм логистических
структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более
того, английские исследователи М. Кристофер и Г. Уилс
считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом
уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу
отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.
Разнобой
в определении логистики обусловлен рядов причин. Одна из них заключается в
специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в
сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д. Другой причиной являются
существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением,
а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья
причина заключается во множественности функциональных
направлений деятельности во внешней среде логистической
системы (рис.1).
В
современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов
логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами
(закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую,
или распределительную, логистику).
Рис.1. Функциональное “окружение” логистической системы:
1 - логистика и электронная обработка данных; 2 - закупка сырья и материалов; 3 - планирование материально-технического снабжения; 4 - планирование выпуска продукции; 5 - совершенствование качества продукции; 6 - планирование и управление производством; 7 - складские системы; 8 - планирование сбыта; 9 - рынок сбыта, маркетинг; 10 - структура сервиса; 11 - организация обслуживания клиента; 12 - планирование финансов; 13 - текущая финансовая деятельность; 14 - структура кадровой системы; 15 - планирование и управление кадрами.
Выделяют также и транспортную логистику,
которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики.
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя
сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с
последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют
компьютерной логистикой. Если следовать логике западных
специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется,
что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое
значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании
соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных
подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия,
осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой
продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах
логистики, а о ее функциональных областях.
Между указанными областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем чтобы выполнить индивидуальные заказы.
В логистической
цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от
поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и
поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья;
производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой
продукции; потребление готовой продукции (рис.2).
П о т р е б и т е л и П о ст а в щ и к и
Хранение в сфере сбыта Производство Хранение
готовой продукции Хранение сырья, полуфабрикатов Хранение в сфере снабжения
п
Рис.2. Логистическая цепь
Каждое звено логистической
цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу
логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства
и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т.
е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Возможность планирования различных операций
и проведения анализа уровней элементов логистической
системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.
Макрологистика решает
вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой
общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания,
выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного
процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки
сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки
товаров.
Микрологистика решает
локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Примером может служить
внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные
логистические операции, такие, как
транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика
обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри
промышленных предприятий. Отличие между макро- и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой
взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе
купли-продажи товаров, а в рамках второй —
на бестоварных отношениях.
Логистика
широко ориентирована на потребителя. Ее цель — доставка продукции
точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство,
упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чету значительно улучшаются условия
функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем
решения большого комплекса задач.
Задачи, решаемые в
логистике, разделяют на три группы:
1. Глобальные.
2. Общие.
3. Частные.
1. Глобальной (главной) задачей в логистике
является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях
нестабильной обстановке на рынке. К глобальным задачам относят также
моделирование логистических систем и условий их
надежного функционирования.
2. К общим задачам логистики относятся:
1) создание интегрированной системы регулирования
материальных и информационных потоков;
2) контроль за движением
материальных потоков;
3) определение стратегии и технологии физического
перемещения товаров;
4) разработка способов управления движения товаров;
5) стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
6) прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;
7) выявление несбалансированности между потребностями и
возможностями закупки и производства;
8) прогнозирование спроса на товары, производимые и
перемещаемые в рамках логистической системы;
9) распределение транспортных средств;
10) организация предпродажного и послепродажного
обслуживания потребителей;
11) оптимизация технической и технологической структур
автоматизированных транспортно-складских комплексов.
Таким образом, на основе решений общих задач создается сеть складских систем для обслуживания потребителей, распределяются функции между распределительными складскими центрами и складами потребителей, которые рационально прикрепляют их к пунктам производства.
3. Частные задачи в логистике более узки:
1) создание минимальных запасов;
2) максимальное сокращение времени хранения продукции в
запасах;
3) сокращение времени перевозок продукции и т.д.
Таким образом, основными целями коммерческой логистики
являются создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных
и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции;
достижение максимальной приспособленности предприятий и фирм в изменяющейся рыночной
обстановке, повышение их рыночной доли и получение преимуществ перед конкурентами
при минимизации общих логистических затрат и
обеспечении комплектности и своевременности поставок; контроль за материальным потоком и соответствие материальных
и информационных потоков друг другу; разработка способов управления операциями
движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
определение объема производства, транспортировки и складирования;
установление взаимосвязи между намеченными целями и возможностями закупки и
производства.
Логистическая функция — это укрупненная группа логистических
операций, направленных на реализацию целей логистической
системы.
В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают два вида ее
функций: оперативные и координационные.
Оперативные функции связаны
с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере
снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от
функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере
снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей
или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к
производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства
функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения
полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а
также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.
Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию
потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
К числу функций логистической
координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных
ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых
действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков;
обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис.3). Перечисленные функции логистики заключаются
в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика
тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула — «маркетинг формирует спрос, а логистика
его реализует» — имеет под собой
весомое основание. В известной степени формула применима и к координации
взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается
«состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией
предложения, базирующегося на соответствующей информации.
рынок сбыта
Обработка данных о рынке Прогнозирование спроса
о л
Управление
распределением продукции
п о
е
г
р
и
а
с
т
т
и и
Оперативное планирование Непроизводственное Производственное
в
ч
н
е
о с
е
к
а
Планирование снабжения материалами Управление запасами
в ходе производства
р
я
у
к
к
о о
в
о
о
р
Планирование производства Снабжение материалами Управление материалами
д д
с
и
т
н
в
а
о
ц
и
я
рынок снабжения
Рис.3.
Функциональная схема логистики
В рамках координационных функций логистики
выделилось еще одно из ее направлений —
оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не
снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его
состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при
поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок
управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет
планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и
комплектующими изделиями.
С
концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:
• Системообразующая
функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий
обеспечения процесса управления ресурсами. В «узком смысле» логистика образует
систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей,
организация перемещения продукции через места складирования, формирование и
регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства).
• Интегрирующая функция. Логистика обеспечивает
синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на
рынок средств производства и оказание посреднических
услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической
системе.
• Регулирующая функция. Логистическое
управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех
видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных
отраслях экономики. В широком смысле управляющее воздействие логистики заключается
в поддержании соответствия поведения части логистической
системы интересам системы в целом. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы,
тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при превышении
подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности, может
возникнуть опасность разрушения самой системы.
• Результирующая функция. Логистическая
деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в
указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных
издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение — производство
— распределение — потребление»,
т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку
готовой продукции в соответствии с существующим спросом.
В
практическом плане на современном этапе развития логистический
подход состоит в установлении адекватности материального, финансового и информационного
потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров,
выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению
центров возникновения потерь времени, нерационального использования
материальных и трудовых ресурсов, оборудования и т.п.
Более глубокому раскрытию сущности
логистики и ее взаимосвязей с процессами, происходящими в различных областях
деятельности промышленно развитых стран, служит анализ факторов, способствующих
развитию логистики.
2. Факторы развития логистики
Интерес к проблемам развития логистики в
промышленно развитых странах исторически был связан
прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост
объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей
привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей
сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения
затрат в данной сфере.
В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника
сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным
каналам материально-технического обеспечения и главным образом на хранение.
Собственно производство товаров занимает лишь
2% суммарного времени, а транспортировка
— 5%. Доля продукции товародвижения в этих странах составляет более 20% валового национального продукта. При этом
в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья,
полуфабрикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование — 16%, магистральные и технологические
перевозки грузов — соответственно 23 и 9%.
Оставшиеся 8% падают на расходы по
обеспечению сбыта готовой продукции. Операции по перемещению товаров в рамках
мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на менее широких
национальных рынках. Затраты на них составляют порядка 25—35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению
с 8-10% стоимости товаров,
предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке.
На наш взгляд, развитие логистики помимо
стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением,
определили следующие два фактора:
• усложнение системы рыночных
отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса
распределения;
* создание гибких
производственных систем.
Значительное воздействие на развитие
логистики оказал переход от рынка продавцов к рынку покупателей,
сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах
товародвижения. Если в допереходный период решение о
выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что
фактически предполагало «подстраивание» организации
сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало
требование о формировании производственных программ в зависимости от объема и
структуры рыночного спроса. Приспособление к интересам клиентуры в условиях
острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм — изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и
результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение
времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика
поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал
определять успех функционирования предприятия на современном рынке.
Далее необходимо указать на усложнение
проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса
распределения. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию относительно
своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей
между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших
моделей организации в сфере снабжения и сбыта. Активно развернулись работы по
оптимизации отдельных направлений товародвижения. Решались проблемы по
оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий
поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.
Как известно, замена традиционных
конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию
гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших
партий продукции рентабельной. Появилась возможность для крупных предприятий
перестраивать свою работу с массового производства на мелкосерийное
с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и
конкурентоспособность. В свою очередь, работа по принципу «малыми партиями»
повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными
ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов
сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто
не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости
на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями,
но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной
мере покрывались за счет сокращения складских издержек.
Кроме вышеизложенных факторов,
непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы,
способствовавшие созданию возможностей для этого. К ним, вероятно, следует прежде всего отнести:
• использование теории систем
и компромиссов для решения экономических задач;
•
ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную
практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;
• унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической
деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений,
стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и
погрузочно-разгрузочных средств в странах, участвующих
в интенсивных мирохозяйственных связях.
Формирование концепции логистики было
ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В
соответствии с первой проблема товародвижения стала рассматриваться как
комплексная, что, кроме прочего, означало: удовлетворительный результат не
может быть получен при акценте на какую-либо одну из сторон деятельности
интересующей нас сферы. Важнейшее требование теории заключается в обязательном
анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних
взаимосвязей.
Урегулирование взаимоотношений в рамках
логистики стало возможным с помощью теории компромиссов. Именно на ее основе
достигается эффект, устраивающий систему в целом. Применительно к
товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на
сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, хотя бы и в ущерб
деятельности отдельных подразделений фирмы. В межфирменных связях аналогичный результат
получают путем гармонизации интересов всех участников логистического
процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта. Например, возросшие расходы транспорта
в связи с переходом на перевозки грузов мелкими партиями покрываются повышением
тарифов, на которое соглашается клиентура, рассчитывая на получение внетранспортного эффекта.
Безусловно, важную роль в создании
объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более
высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов
товародвижения. Автоматическая система контроля четко следит за такими
показателями процессов, как наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции,
состояние производственных запасов, объем поставок материалов и комплектующих
деталей, степень выполнения заказов, место нахождения грузов на пути от производителя
до потребителя.
Применение современных средств
информационного отслеживания материальных потоков способствует внедрению
«безбумажной» технологии. Суть ее состоит в том, что, например, на транспорте
вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном
сообщении) по каналам связи синхронно с грузом передается информация,
содержащая о каждой отправляемой единице все реквизиты, необходимые для
характеристики товара. При такой системе на всех участках маршрута в любое
время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать
управленческие решения. С помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей
цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее
положения по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных
данных, используемых для автоматического контроля, зависит от особенностей каждого
предприятия, для которого составляется логистическая
цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих
информационных потоков. Информационные системы обеспечивают также данные о
емкости рынка и его насыщенности товарами. Немаловажную роль играет компьютеризация
операций, связанных с оформлением счетов. Скорость и точность таких операций
влияет на часть баланса фирм, отражающую движение наличных средств, и в итоге
воздействует на оборот капитала.
Признание важности всех видов информации,
ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их
использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности
подразделений, ответственных за функционирование информационных систем.
Отделы по обработке данных стали называться отделами информации или информационными
службами. При этом подверглись изменению их функции управления. Отделы информации
или информационные службы в настоящее время оперируют всеми видами информационных
потоков и отвечают за деятельность всех контролирующих систем корпораций и
фирм. А руководители таких отделов или служб поднялись на высшую ступень
иерархической лестницы корпораций.
О позитивном влиянии использования средств связи на развитие логистики, вероятно, косвенно свидетельствуют
данные о повышении качества информации и возросшем объеме обмена ею между
всеми фирмами — участницами логистического процесса в конце 1970-х и середине 1980-х
годов (табл.1). Примерно
в это же время были предприняты меры по регулированию международного товародвижения
с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие
прохождение товаропотоков, такие, как: различия в
национальных стандартах на продукцию, большие расстояния передачи информации и
перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям
с товарами и финансовых расчетов по ним, наличие импортных квот и экспортных
ограничений, весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию
грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей
сообщения и т. д.
Таблица 1 Изменение объема и качества информации, %
Абоненты |
Объем передаваемой информации |
Качество связи |
||
Без изменений |
Увеличение |
Без изменений |
Улучшение |
|
Поставщики |
15 |
85 |
29 |
71 |
Транспортные компании |
15 |
85 |
16 |
84 |
Подразделения фирмы-производителя: |
|
|
|
|
производственный отдел |
21 |
79 |
39 |
61 |
отдел маркетинга |
58 |
42 |
49 |
51 |
финансовый отдел |
74 |
26 |
68 |
32 |
отдел планирования производства |
46 |
54 |
47 |
53. |
отдел планирования основных фондов |
54 |
46 |
50 |
47 |
Как правило, эти меры касались таможенных
барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах,
внедрения в практику новых технологий перевозок (например, интермодальных).
В результате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышена точность
их доставки и сохранность, уменьшены запасы материальных ценностей на приграничных
терминалах.
Одновременно создавались международные
распределительные центры, менялись схемы размещения складов, происходила концентрация
перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции
экономик стран Западной Европы и создания единого рынка. Тара, подвижной состав
и технические параметры путей сообщения унифицировались, а это позволяло
использовать автоматические системы считывания и адресования
грузов. Более того, утверждение некоторых норм и стандартов переходило от
отдельных стран к общему рынку, что стимулировало инновации в народном хозяйстве
ЕС и принесло немалую экономию (120 млрд.
марок, или 2,1% ВНП стран ЕС). Увеличение объема материальных потоков в
международных сообщениях диктовало необходимость устранения чрезмерной
детализации правил и норм, установленных на двусторонней основе. Начался
процесс координации инвестиций в создание межнациональной логистической
инфраструктуры.
3. Уровни развития логистики
В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных
объединений по объективным причинам находятся на различных стадиях, или
уровнях, развития. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики
неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития.
Анализ ведущих промышленных компаний различных капиталистических стран
позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем по состоянию на
конец 1980-х — начало 1990-х годов
(рис.4).
1 – й уровень
и снабжения Управление
материалами в сфере производства Сфера
физического распределения
Сфера закупок
запасы
2 – й уровень
запасы
3 – й уровень
и снабжения Управление
материалами в сфере производства Сфера
физического распределения
Сфера закупок
запасы
4 – й уровень
и снабжения Управление
материалами в сфере производства Сфера
физического распределения
Сфера закупок
запасы
Для первой стадии развития
логистики характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основе
выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой
наименее совершенна. Область действий логистической
системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой
с предприятия, и ее транспортировку (см. рис. 4). Система действует по принципу непосредственного
реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.
Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают
величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению
продукции в общей сумме выручки от продажи.
Для компаний, имеющих системы логистики второго
уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями
товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя.
Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание
заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии,
управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы
логистики. При выполнении этих задач используются компьютеры, однако
соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой
сложностью. Работа логистической системы оценивается
исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат. Однако
стремление сократить затраты с целью уложиться в смету — не лучший ориентир в работе системы и при обслуживании
заказчика.
Системы логистики третьего уровня
контролируют логистические операции от закупки сырья
до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям
таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта,
производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами
сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная
сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, — это повседневное управление предприятием.
Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового
плана. Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или
сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом
компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты,
как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по
принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих
воздействий.
Логистические системы четвертого уровня
развития получили распространение во второй половине 1990-х годов. Область
действий логистических функций здесь в основном аналогична
той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним
важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля
операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция
способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании.
Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного
года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных
стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном
уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию
для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и
распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований
заказчиков.
Управление функциями глобального
распределения, а также потоком материалов и информации предъявляет новые,
повышенные требования к менеджерам логистики. Например, стратегия организации
материально-технического снабжении и хранения продукции на складах требует
знания законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного
регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными
требованиями к упаковке и маркировке, причем должны учитываться языковые
различия. Эффективность обслуживания заказчика определяется эффективностью
подготовки и обработки сложной документации, а также результатами действий по
устранению таможенных барьеров. Усиливается потребность в привлечении других
фирм («третьих участников» — таможенных
и экспедиционных агентств, банков) к участию в логистических
процессах.
В индустриально развитых странах
распределение уровней развития логистики по компаниям неодинаково. Обследование 500 крупных западноевропейских компаний (оно
охватило 26% компаний ФРГ, 20% — Голландии,
17% — Великобритании, 16% —
Франции, 11% — Бельгии и 10% — Италии), представляющих 30 различных отраслей экономики, показало, что
на первом уровне развития находится 57% подвергшихся
обследованию фирм. На втором уровне — 20%,
на третьем и четвертом уровнях -— 23%
вместе взятых компаний.
Практический опыт работы фирм в разных
странах мира показал, что восхождение от низшей стадии развития систем
логистики к более высоким происходит как
постепенно, так и — при возникновении
благоприятных условий — скачкообразно.
Такими условиями могут быть слияние предприятий, новый режим управления,
политические инициативы (например, принятие закона о свободной торговле).
Переход на более высокий уровень в лучшем случае обычно длится от шести месяцев
до двух лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако ожидается его сокращение до 10 лет в связи с возросшим давлением
международной конкуренции и возможностями использования опыта фирм, уже
проделавших этот путь. Анализ уровней развития логистики также показал, что
компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой,
улучшают показатели своей деятельности. Благодаря применению логистики производительность
труда работников фирм, занятых на транспортировке грузов, увеличилась в целом
на 9,9%. На 60% обследуемых фирм удалось повысить качество транспортного обслуживания.
В ходе анализа выявлено также, что фирмы с
неодинаковым уровнем развития логистики существенно различаются по целевому
направлению инвестиций. Как правило, на низшем уровне развития крупные
капитальные вложения направляются на нейтрализацию негативных воздействий, а на
более высоком уровне — преимущественно
на формирование логистической инфраструктуры.
Результаты вышеуказанного обследования, например, показали, что фирмы первого
уровня 44% своих средств израсходовали на
расшивку узких мест логистической системы или
отдельных ее звеньев, 32% — на введение
нормативной производительности труда и 24% —
на применение стимулирующей оплаты труда. Фирмы, достигшие второго уровня
развития логистики, 47% средств направили
на механизацию складских работ, 30% — на
строительство складов и 23% — на
автоматизацию технологических процессов.
В последние годы в странах с рыночной
экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над
распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным
фирмам, т.е. внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной
Европе и Японии и позже в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет
к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.
Логистика по контракту, или с применением
третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для
выполнения ею всех или части функций компании по распределению продукции,
включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика
и создание информационных систем логистики. В этом — одно из проявлений непрерывного процесса углубления
общественного разделения труда. Включение в систему логистики
специализированных фирм обусловлено, во-первых, тем, что они располагают таким
опытом работы в сфере реализации услуг, который
отсутствует в производственной фирме; вo-вторых,
стремлением последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на
основных производственных прибыльных функциях.
Большинство из существующих
специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов
логистики от крупных корпораций. Другая их часть возникла
путем реорганизации некоторых транспортных компаний, взявших на себя такие
функций, как, например, упаковка, сборка, маркировка, сортировка, хранение,
управление запасами, стратегическое планирование распределения продукции.
В целях освоения логистики и ее совершенствования в хозяйственной практике при
фирмах некоторых промышленно развитых стран стали создаваться консультативные
отделы по данной проблеме. Например, на предприятиях Франции уже к середине
1980-х годов насчитывалось около 500
отделов, занимающихся логистикой. Как
правило, такие отделы сосредоточивают свою деятельность на одном из звеньев логистической цепочки (например, транспорте) или двух-трех
звеньях, но в увязке со всей совокупностью других ее элементов. Администрация
фирм использует консультативные отделы для получения диагноза состояния
логистики на предприятии. Они выполняют также исследования в области логистики,
разрабатывают предложения по ее совершенствованию, проводят занятия по изучению
проблем логистики, перенимают опыт других фирм.
Вопросами генерации идей, обмена опытом и
выработкой научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в
индустриально развитых странах занимаются национальные и международные
специализированные общества и ассоциации, объединяющие промышленные фирмы и
научные организации. Подобного рода объединения имеют свои исследовательские
центры с хорошо поставленной методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные
отделы, банки информации, учебные центры и пр. В некоторых странах существует
несколько национальных ассоциаций. В настоящее время только в Европе
насчитывается более 20 национальных ассоциаций,
являющихся членами Европейской ассоциации логистики.
Развитие логистических
систем осуществляется во взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и ее
принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма
длительного времени.
4. Основные требования логистики
Логистика способствует повышению
эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:
• поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
• совершенствование организации движения материальных потоков;
• поступление необходимой информации и современная технология
ее обработки;
• эффективное управление трудовыми ресурсами;
* налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области
выработки стратегии;
• учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
• определение оптимальных уровней качества логистического
обслуживания с целью повышения рентабельности;
• тщательная
разработка логистических операций.
Целесообразно дать болей детальную
характеристику указанным требованиям.
1. Связь
логистики с корпоративной стратегией. Общепризнано, что все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны
со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное
условие достижения высоких прибылей от применения логистики. Руководители,
применяющие логистику на своих предприятиях, уже по-другому подходят к
совершенствованию управления движением материальных потоков и всей деятельности
фирм. Они стремятся к достижению общей цели и управляют логистическими
операциями в интересах реализации стратегии компании, направленной на
обеспечение конкурентоспособности за счет сокращения затрат и дифференцирования
услуг. Такие руководители, как правило, работают исходя из принципа, что их
отдел или подразделение вносит свою лепту в увеличение общей прибыли фирмы.
В своей деятельности менеджеры фирм постоянно задаются вопросом:
«Обеспечивают ли логистические операции конкурентоспособность
компании на рынке?» Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных
позиций руководство фирм считает максимальное приближение к потребителю при
обеспечении должного качества продукции и логистических
операций. Специалисты в области логистики разработали схему управления,
которая предусматривает непосредственные связи логистической
деятельности с корпоративной стратегией (рис.
5).
2.
Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование
призывает к такой организации логистических операций,
которая дала бы возможность контролировать все функции
но выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием,
хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими
словами, все логистические функции должны быть объединены
под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства
с учетом того, что эффективные решения легче принять, если специальное подразделение
отвечает за все тесно связанные между собой логистические
операции.
Несмотря на, казалось бы, логически верную
позицию сосредоточения всех функций логистики под единым управлением, продвижение
по этому пути не всегда идет гладко, чревато спадами и возвратом к старому. Тем
не менее тенденция к централизации постепенно
усиливается. В настоящее время все большее количество фирм объединяют под общим
руководством две важные области деятельности: управление запасами и распределение
материальной продукции. Это позволяет лучше использовать такие сложные сферы
бизнеса, какими являются транспортировка и складирование. В таких фирмах осуществляется
контроль над всей логистической цепочкой как за
единым целостным потоком, с использованием широкого диапазона структур и подструктур
обеспечения.
3.
Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Выполнение
данного требования в логистических системах позволяет
фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию
как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле
повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями,
например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя
модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.
Рассматривая должную степень
информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли,
компании все активнее стали инвестировать капитал в информационные системы
управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные
системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например,
вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей
администрацию, подразделения логистики, поставщиков, компании добиваются
резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15—20 раз). Многие компании направляют свои средства на разработку
и внедрение компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для
учета и контроля многомиллионных логистических
затрат. Такие затраты окупаются за 3—4
месяца применения системы, что позволяет сэкономленные средства направить на
их модернизацию.
В прошлом большинство ЭВМ в сфере
материально-технического обеспечения было предназначено для обработки данных,
относящихся непосредственно к самой сделке (например, обработка информации по заказ-наряду, закупкам, хранению
запасов и т. д.). В настоящее время ситуация быстро меняется. Многие компании
разрабатывают варианты систем, использующих все преимущества новых поколений
электронной техники, с увеличенной скоростью обработки данных и техническим
обеспечением средствами дальней связи. Это дает возможность применять их для
принятия управленческих решений. Зарубежные специалисты считают, что такие
сети поддержки решения превращаются в «экспортные системы», призванные играть
еще более важную роль в принятии логистических
решений.
4.
Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в
наладке механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают
квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на
эффективное функционирование логистической системы.
Вот почему руководство фирм придавало и придает огромное значение вопросам
подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. В последние
годы это уже стандартная практика.
В настоящее время руководители высшего
уровня сферы логистики, понимая, что только хорошо подготовленные и опытные менеджеры
способны обеспечить успех в реализации стратегии и планов фирм, стали напрямую
взаимодействовать с системой подготовки кадров. Это проявляется, в частности,
во встречах с профессорско-преподавательским составом вузов и студентами.
Практика свидетельствует также и о том, что в условиях долгосрочных связей
фирм с клиентурой управление трудовыми ресурсами становится их общим делом.
Подготовка на рабочем месте уже недостаточна, и многие фирмы направляют кадры логистических подразделений на специальные курсы переподготовки
в целях повышения квалификации и обучения новым методам и технологиям в области
логистики.
5. Тесная взаимосвязь
с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований
совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают
тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами,
поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.). Не меньшее значение
стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных
отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и т. д.). Опыт подтверждает, что
наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых
установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих
отношений.
Многие успешно функционирующие фирмы давно
установили между собой режим делового сотрудничества. Они больше не считают его
эпизодическим явлением, ориентированным главным образом на снижение затрат в
краткосрочном плане. Фирмы все шире практикуют «стратегические союзы» с
поставщиками, потребителями, транспортными агентствами и другими участниками логистической цепи. В настоящее время любой крупный производитель
продукции определяет стратегическую линию сотрудничества со своими партнерами,
рассматривая совместную разработку и внедрение мероприятий в качестве единого
комплекса полнокровных взаимоотношений во всех звеньях организации
коммерческого дела. При этом огромное значение придается открытому и систематическому
процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графикам поставок
продукции и т. д.
6. Учет
прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе
практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические
операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке
со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, которые
результаты деятельности измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно
применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои
финансовые позиции, является «Ксерокс корпорейшн».
Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила
существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические
структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители
производственных подразделений.
Традиционно в западных странах компании
применяют показатель нормы прибыли на активы, как наиболее важный индикатор
финансовой деятельности. По аналогии ряд американских фирм рассчитывают
прибыль на логистические активы. В результате внедрения
в финансовую практику данного показателя все большее число компаний начинают
пользоваться услугами соответствующих специализированных фирм. С этой
тенденцией связывается сокращение численности собственного парка автомобилей, а
также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов
общего пользования, против чего они категорически возражали всего несколько
лет назад.
7.
Определение оптимальных уровней качества логистического
обслуживания с целью повышения рентабельности является
одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального
уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от
предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли,
полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней. Кроме того, разрабатывается ориентированная на рынок программа с
указанием уровней логистического обслуживания, из
которой видно, как планируется обслуживать потребителей услуг по различным
классам (габл.2), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также
срока выполнения заказа.
Большинство фирм в западных странах
признают важность обслуживания конкретного потребителя. Они установили
параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования,
предъявляемые к обслуживанию. Однако далеко не все фирмы проводят детальный
анализ требований с целью разработки единых стандартов. Наибольшего эффекта
добиваются те фирмы, логистические подразделения
которых заключают внутренний контракт с каждым из производственных отделов на
размер обслуживания и получают от них соответствующую плату.
Таблица 2
Класс потребителей услуг |
Доля потребителей в объеме продаж, % |
Уровень обслуживания, % |
А |
60 |
95-98 |
Б |
20 |
90-95 |
В |
15 |
90-95 |
Г |
3 |
85-90 |
Д |
2 |
85-90 |
8. Тщательная
разработка логистических операций, как уже отмечалось, — одно из основных требований к логистике,
способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки
фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются
с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и
приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.
Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности, т.е. повышению конкурентоспособности фирм.
1. Приведите
основные сведения об истории возникновения логистики.
2. Когда зародилась наука о логистике и кто
является ее основателем?
3. Назовите два принципиальных подхода к
определению логистики и покажите различие между ними.
4. Почему
логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками?
5. Дайте
сводное определение логистики.
6. Чем можно объяснить разнобой в определении
логистики?
7. Назовите
основные звенья логистической системы.
8.
Перечислите элементы логистической системы.
9. Перечислите основных участников логистической системы.
10. Дайте
определение логистической цепи.
11. Что
понимается под макрологистикой?
12. Что
понимается под микрологистикой?
13.
Перечислите главные задачи логистики.
14. Назовите
основные функции логистики.
15. Почему
понятие «логистика» шире, чем понятие «маркетинг»?
16. Какие две
группы функций логистики вам известны?
17.
Перечислите функции первой группы.
18.
Перечислите функции второй группы.
19.
Перечислите факторы прямого воздействия на развитие логистики.
20. Раскройте
содержание каждого из факторов развития логистики.
21. Назовите
факторы, способствовавшие созданию возможностей и стимулов для развития
логистики.
22. Какие
стадии развития проходит логистика?
23. В чем
заключается отличие предшествующей стадии развития логистики от
последующей?
24.
Перечислите основные требования логистики.
25. Дайте
краткую характеристику каждого требования.