Глоссарий
Маркетинг –
вид человеческой деятельности,
направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Маркетинг мест –
деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения
отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест.
Косвенные затраты – это затраты, которые, сопутствуют маркетинговым мероприятиям:
аренда помещений, транспортные расходы, развитие технологических процессов и
т.п. Такие затраты непосредственно в бюджет маркетинга не закладываются, но при
контроле могут при необходимости учитываться.
Лицензирование – один из методов начала
деятельности по международному маркетингу, заключающийся в подписании на зарубежном
рынке соглашения о предоставлении иностранному партнеру права на использование
производственного процесса, товарного знака или какой-либо иной ценностной
значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
Личная продажа – устное представление товара в ходе
беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения
запродажи.
Личная продажа – устное представление товара в ходе
беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения
запродажи.
Макросреда –
силы более широкого социального
плана, оказывающие влияние на микросреду, такие, как факторы демографического,
экономического, природного, научно-технического, политического и культурного
характера.
Марка – имя, термин, знак, символ, рисунок или
их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного
продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг
конкурентов.
Маркетинг организаций – деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или
изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным
организациям.
Маркетинг отдельных лиц –деятельность, предпринимаемая
с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по
отношению к конкретным лицам.
Маркетинговая возможность фирмы – привлекательное направление маркетинговых усилий, на
котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.
Маркетинговая возможность фирмы – привлекательное направление маркетинговых усилий, на
котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.
Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за
пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга
устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговое наследование – систематическое определение круга данных, необходимых
в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет
о результатах.
Маркетинговое управление предприятием («ориентация на рынок»)
основано на современной маркетинговой концепции, формировании нового образа
мышления и нового образа действия, развитии коммуникативных связей предприятия
с рынком.
Марочное название – часть марки,
которую можно произнести вслух.
Марочный знак (эмблема) – часть марки, которую можно опознать, но невозможно
произнести, например символ, изображение, отличительная окраска или
специфическое шрифтовое оформление.
Матричная организация – организация службы маркетинга с использованием как
управляющих по товарам, так и управляющих по рынкам.
Анализ возможностей производства и сбыта – анализ намеченных контрольных показателей продаж,
издержек и прибыли с целью установить, соответствуют ли замысел товара и
стратегия маркетинга целям фирмы.
Анализ возможностей сбыта – замеры и оценка показателей фактических запродаж в
сопоставлении с плановыми.
Анализ маркетинговых возможностей – маркетинговые возможности предприятия представляют собой
сложившееся соотношение определенной области потребительских нужд и реальных
ресурсов (потенциала) предприятия по их удовлетворению для получения прибыли.
Аудит маркетинга – анализ и оценка маркетинговой функции предприятия.
Валютный контроль –
регулирование объема наличности в иностранной валюте и ее обменного курса на
другие валюты.
Вертикальная маркетинговая система (ВМС) – совокупность производителя, одного или нескольких
оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, действующих как
единая система, в которой один из членов канала либо является владельцем
остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью,
обеспечивающей их полное сотрудничество.
Вовлеченность определяет степень осознания потребителем множества
характеристик товара, из которых он делает выбор.
Возможности диверсификационного
роста – возможности
роста, открывающиеся за пределами отрасли деятельности фирмы.
Возможности интеграционного роста – возможности роста за счет интеграции деятельности
фирмы с другими элементами маркетинговой системы отрасли.
Возможности интенсивного роста – возможности роста в рамках нынешнего масштаба
деятельности фирмы.
Восприятие
– процесс, посредством которого
индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания
значимой картины окружающего мира.
Восприятие характеризует процесс, при помощи которого потребитель
воспринимает имеющуюся в его распоряжении информацию.
Вспомогательные материалы и услуги – объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии.
Вторичные данные –
информация, которая уже где-то существует, будучи собранной
ранее для других целей.
Выборка –
сегмент населения, призванный
олицетворять собой население в целом.
Глубокое внедрение на рынок – изыскание фирмой путей роста сбыта на существующих
рынках с помощью более агрессивного маркетинга.
Горизонтальная
диверсификация – пополнение ассортимента фирмы новыми
изделиями, которые не связаны с выпускаемыми ныне, но могут вызвать интерес существующей
клиентуры.
Горизонтальная интеграция – приобретение фирмой во владение или постановка под
более жесткий контроль с ее стороны ряда предприятий-конкурентов.
Договорная ВМС – совокупность независимых фирм, связанных договорными
отношениями и координирующих программы своей деятельности для совместного
достижения большей экономии и/или больших коммерческих результатов, чем это
можно было бы сделать в одиночку.
Жизненный цикл товара – процесс развития продаж товара и получения прибылей,
состоящий из четырех этапов: этапа выведении на рынок,
этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
Жизненный цикл товара – процесс развития продаж товара и получения прибылей,
состоящий из четырех этапов: этапа выведении на рынок,
этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
Инструментальные стратегии маркетинга позволяют предприятию
выбрать способы наилучшего использования отдельных составляющих в комплексе
маркетинга для повышения эффективности маркетинговых усилий на целевом рынке.
Интенсивное распределение – обеспечение наличия
запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий.
Испытания в рыночных условиях – этап разработки
новинки, в ходе которого товар и маркетинговую стратегию опробуют в обстановке
реального использования с целью выяснения взглядов потребителей и дилеров на
особенности эксплуатации и использования товара, проблемы его перепродажи, а
также с целью определения размеров рынка.
Канал распределения – совокупность фирм
или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передавать кому-то
другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их движения
от производителя к потребителю.
Квота
– количественный предел товаров
определенных категорий, разрешенных к ввозу в страну. Квота имеет целью
сохранение иностранной валюты, защиту местной промышленности и охрану
занятости.
Кодирование – в коммуникации процесс представления
мысли в символической форме.
Комплекс маркетинга – набор поддающихся
контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в
стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Конгломератная диверсификация – пополнение ассортимента изделиями, не имеющими
никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам
и рынкам.
Консюмеризм –
организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и
влияния покупателей в отношении продавцов.
Контактная аудитория – любая группа,
которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или
оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Контроль – замеры и анализ результатов выполнения стратегических
планов и планов маркетинга и принятие корректирующих действий.
Контроль маркетинга – заключительный этап маркетингового планирования,
преследующий цель выявить соответствие и результативность выбранной стратегии и
тактики реальным рыночным процессам. Осуществляется в виде стратегического,
текущего контроля и контроля прибыльности с использованием стандартизированных
форм.
Контроль
прибыльности – представляет
собой проверку фактической прибыльности по различным товарам, рынкам, группам
потребителей или клиентов, каналам распределения и другим как результат
реализации плана маркетинговых мероприятий.
Концентрическая диверсификация – пополнение ассортимента новыми изделиями, которые с
технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары
фирмы.
Концепция интенсификации коммерческих усилий – утверждение, что потребители не будут покупать товары
организации в достаточных
количествах, если она
не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и
стимулирования.
Концепция маркетинга –
утверждение, что залогом достижения целей организации являются определение нужд
и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более
эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Концепция совершенствования производства – утверждение, что потребители будут благожелательны к
товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а
следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании
производства и повышении эффективности системы распределения.
Концепция совершенствования товара – утверждение, что потребители будут благосклонны к
товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и
характеристики, а следовательно, организация должна
сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция социально-этичного маркетинга – утверждение, что задачей организации является
установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение
желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у
конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия
потребителя и общества в целом.